Блог

На песке, в песке, с песком…

Про песок

Часто песок смешан с глиной, считается, что песок без примесей больше подходит детям, поскольку не пачкает руки и обладает лучшей сыпучестью. Но именно эта сыпучесть не слишком детям по душе, поскольку мешает воплощать их смелые планы. Выручает детей доступ к воде. Вода позволяет как скреплять песок, структурируя его на фракции, элементы (например, формовать с помощью формочек), так и превращать в «грязь», жижу, позволяющую преодолевать брезгливость и в символической форме переживать темы управляемой текучести, вязкости и очищения. Сухой песок по большей мере хаотичен, его сыпучесть подходит разве что для наполнения разных объёмов. Внимательный педагог не раз наблюдал, как дети докапываются до влажного песка, разгребая сухой.
Как-то нам с женой посчастливилось прогуляться глубоко по Синайской пустыне. Помню, радости и удивлению не было предела. Кроме выветренных и причудливых пород, будящих воображение, поразила текстура мелкого песка, его плотность и какая-то нежная тактильность. Не скрою, мешок этого волшебного вещества мы привезли с собой в Москву. Тот песок до сих пор наполняет небольшую песочницу, в которой мы время от времени создаем свои миры. Сыпучесть синайского песка символизирует вечность, он никогда не просыплется и его не счесть как звёзд.

Поскольку влажный песок похож на тесто, то дети часто ассоциируют его с едой, в символической форме переживая приготовление пищи и кормление. Это образ заботы. Дети не раз угощали меня пирожками, и я ел с удовольствием, причмокивая, тщательно пережевывая… Тут важно не имитировать на расстоянии, а действительно поднести еду к самым губам так ловко, чтобы дети приняли факт чудесного превращения.

Про песочницу

Конструкции и формы песочниц могут быть самыми разными. Идеальная форма — это её отсутствие формы, просто гора песка, но тут заботливые взрослые оказываются в ловушке норм, песочницу важно беречь от посягательств котов и кошек, а гору не укроешь. Некоторые отчаянные педагоги насыпают холм и трамбуют, называя это пространство «элементом геопластики». Так дети могут заезжать на велосипедах на такой холм, скатываться, сбегать, зимой это естественная горка для скольжения… в некоторых местах у такого рукотворного холма могут появиться растения, но главное — холм можно копать.

Обычно же песочницы квадратные и интерес к ним постепенно у детей угасает, поскольку возможности квадрата в данной ситуации крайне ограничены. Дети сидят спинами друг к другу, толкаются… тут негде развернуться, стеснённость приводит к обидам и ссорам. Часто по периметру образуются стихийные кухни по лепке пирожков и куличиков, и их качество зависит от возраста. Грустно смотреть на то, что размеры песочниц не меняются от возраста к возрасту. Песочницы не растут вместе с детьми, что связано с недальновидностью застройщиков или ограниченностью средств у детского сада.
Прямоугольные песочницы лучше, их диагонали позволяют детям более комфортно размещаться внутри, появляется «даль», «тут» и «там», «туда» и «обратно». У детей появляется хоть какая-то возможность развернуться друг к другу. Конечно, об оптимальной длине приходится только мечтать. По моим наблюдениям пяти- или семиметровые песочницы шириной от 80 до 100 см радуют детей больше, они могут пристроиться с двух сторон и строить в длину напротив друг друга, разговаривая, ведя разговоры по делу или разыгрывая сюжет. Более того, по такой песочнице может течь река, по ней могут плыть корабли из точки «А» в точку «В», а не курсировать по кругу. Такие песочницы возможно укрыть, и есть еще одно важное обстоятельство — они могут зонировать площадки вместо традиционных кустов, позволяя общаться детям близких возрастов в игре и продуктивной деятельности.

Про важные мелочи

Важно отметить, что песок помогает детям «войти в контакт» с самими собой и друг с другом, часто бессознательно выражая то, что словами ещё не оформлено. Играющие в песочнице дети проделывают путь от хаоса к целостности, укрепляя стены замков и каньонов, прокладывая дороги, привнося в песочницу другие природные материалы: листики, ветки, шишки, разные плоды, раковины, камни и т. д.

Для того, чтобы песочница «зажила», рядом с ней важно оборудовать место хранения природного материала, включая полиэтиленовые пакеты, которые дети используют для укрепления дна создаваемых рек. Не секрет, что вода «уходит в песок», как время ускользает от нас, просыпаясь в песочных часах. Дети кладут пакеты на дно рек и озер присыпают их песком и камнями, заливают водой…
МБДОУ «Детский сад № 115» г. Владивосток, старшая группа «Почемучки». Эксперимент на прогулке. Возникла проблема сама, вырыли ямку и захотели налить воды, она уходила. Я попросила подумать, что нужно сделать, чтобы вода не уходила? Сначала положили камни — уходит. Потом листики — уходит. Марк нашёл пакет в коробке с полифункциональным материалом и сказал, что сейчас точно не уйдёт. Проверили — не ушла. Идея брать с собой полифункциональный материал вроде простая, но гениальная! Сегодня собрала утром полную коробку, вынесли на улицу и дети всю прогулку варили, строили, закапывали клады. Девочки закапали баночку с цветами, завтра хотят выкопать.

Надежда Кускова
Верёвки разного диаметра и длины помогают детям с траекториями движения, они задают необходимые переплетения всевозможных коммуникаций. Обрезки пластиковых труб становятся колоннами, направляющими для воды и иными элементами конструкций. Дощечки (от 10 до 50 см длиной) увеличивают вариативность построек — возводятся мосты через реки и каналы, у домов появляются крыши и стены, дети создают простой транспорт и многое другое.

Педагогу важно иметь с собой секатор, чтобы нарезать брёвнышки из сухих веточек одинаковых по длине и диаметру, из них дети мостят дроги и строят заборы, стены домов, создают орнаменты, а из сухих веток рождается лес.

И непременно нужно выносить на прогулку коробку с фигурками людей, животных и сказочных персонажей, с небольшими машинками и другим транспортом… Неизвестно в каком масштабе дети затеют игру.
Игра в песочнице может отражать интересный и важный путь: изначально хаотичная сцена постепенно приобретает структуру, смысл, форму. Возникают ландшафт и объекты, задающие содержательное наполнение игры — этот процесс визуализирует внутреннюю работу детей со своими впечатлениями и переживаниями. Именно это и не должно ускользнуть от внимательного взгляда педагога.

Искусственный интеллект вам в помощь

Если правильно поставить вопрос перед искусственным интеллектом, то он, превратившись в помощника, а не диктатора, подскажет ряд ракурсов, на которые возможно обратить внимание при поддержке детей в процессе игры в песочнице. Не как терапевтического средства, но как педагогического инструмента, способного поддержать детское воображение. Я слегка отредактировал предложение цифрового мозга и предлагаю темы/ракурсы для вашего рассмотрения. Возможно, они кому-то помогут, натолкнут на новые идеи.

1. Объекты

Темы
Подсказки для детей
Возможные вопросы от педагога
Замок и герой
Постройте место, где живёт храбрый герой. Кто он? Что он охраняет?
Где живёт ваш герой? Кто к нему приходит?
Лес тайн
Представьте волшебный лес. Какие тайны он хранит?
Что можно найти в этом лесу? Кто там живёт?
Дом мечты
Постройте такой дом, в котором каждый из вас был бы счастлив.
Кто живёт с тобой в этом доме? Чем вы занимаетесь?
Мосты и берега
Постройте два берега и мост между ними. Что на каждом берегу?
Кто идёт по мосту? Что они несут?
Волшебник и его лаборатория
Постройте место, где волшебник творит чудеса.
Что он создаёт? Кому это помогает?

2. Эмоциональные состояния (через символику)

Название
Символ
Подсказка
Вопрос для размышления
Страх
Пещера, тень, колючие кусты
Постройте место, которое может быть страшным. Что в нём?
Кто может победить этот страх?
Радость
Солнце, цветы, радуга
Постройте весёлое место. Кто там живёт?
Что приносит радость этим героям?
Грусть
Дождь, одинокое дерево
Постройте место, где кто-то грустит. Почему?
Что может помочь герою?
Сила
Башня, лев, меч
Постройте место, где живёт сила.
Что делает героя сильным?
Дружба
Два дома рядом, мост, обнимашки
Постройте место, где все дружат.
Что помогает дружить?

3. Структурные элементы (элементы моделей)

Элемент
Цель
Пример подсказки
Рамка
Начните с того, чтобы обозначить границы мира — где его край?
Обозначьте край мира, где он заканчивается.
Слои
Вверх — вниз. Что внизу? Что наверху?
Кто живёт под землёй? А кто — в небе?
Центр и края
Где в вашем мире самое важное место?
Постройте центр — откуда начинается всё.
Переход
Что соединяет разные части мира?
Где ворота, мост, туннель? Кто может туда пройти?
2025-06-03 13:20 Среда — третий педагог