Блог

«Сюрпризные моменты» наоборот

«Бывает, воспитатель готовится часами, чтобы спрятать в коробку сюрприз для детей, ему кажется, что удивление рождается из сюрприза. Конечно, рождается, но оно мимолетно. Подлинное удивление возникает там, где человек потрудился, где заметил нечто такое, что не соответствует его представлению об обычном. Болеет того, так уж получается, что-то, что удивительно одному может быть совсем неудивительно другому, поэтому, если мы хотим, чтобы дети удивлялись, нам не следует стоять между детьми и окружающим их миром, миром природы, культуры, отношений…

Мы предлагаем вашему вниманию точки удивления наоборот, когда дети удивляют воспитателя, ненароком и по ходу жизни. Ольга Пиманова, воспитатель из Находки, делится с нами своими педагогическими удивлениями. Но возникли они не на пустом месте. Часто педагогическое действие сродни действию сеятеля, некоторые зерна падают на каменистую почву, некоторые падают в терния, а некоторые попадают на почву благодатную».

Сергей Плахотников

Саша

Меня не перестаёт удивлять этот ребёнок. Недавно я развесила карточки работы с плашками, а сегодня мы строили по стихотворению К. Чуковского «Муха в бане», баню он построил буквально за минуту, затем подошёл к карточкам посмотрел и отошёл… Я не сразу обратила внимание, смотрю он строит мост, один в один как на схеме и ни разу больше не подошёл, не посмотрел.

Потом он построил так же колодец, а затем цветок. При этом у него было условие, он хотел строить только из бабашек, не из плашек как нарисовано на схеме. Сколько ни предлагала плашки, нет.

Если у нас что-то не получается, например, разобраться в схеме, построить снежинку, ёлочку, баню, правильно выложить из граней самолёт, соединить детали строительным скотчем в нужном месте — мы зовём на помощь Сашу.

Родион

Здесь вместе со мной удивилась и порадовалась мама. Она записала и прислала видео. Говорит: «Это как вы в саду делаете».

Родион сделал водяной кран. Он так же прикладывал, обводил и вырезал, как мы это делаем с гранями. Набор «Грани» позволяет детям видеть проекции бабашек и выкладывать из них на плоскости будущие объемные постройки и наоборот.
Родион проявляет удивительную способность к созданию пространственных форм и моделей, опираясь на свои наблюдения. В процессе моделирования он самостоятельно выбирает материалы и методы, что способствует развитию его креативности и самостоятельности. Он обсуждает свои идеи, уточняет детали и соотносит размеры, создавая модели, которые отражают его видение.
Завершив работу, Родион с гордостью представляет свои творения, объясняя, какие элементы он воспроизвел и почему, к примеру, диван он построил такой, как дома. Больница у него с окнами на лестнице. Когда я спросила: «Бывают окна на лестнице?» Ответил: «Да, бывают». Оказывается, у знакомых его родителей дом с большими витражными окнами.

Очень Родион любит помогать товарищам и часто вносит свой вклад в их дело, будь то идея, материал или помощь в сборке. С детьми часто обсуждает, какие элементы лучше использовать, как соединить детали, чтобы конструкция была устойчивой и красивой. Взаимопомощь проявляется и в том, как Родион делится материалами, помогает в сложных моментах, поддерживает и подбадривает.

Демид

Меня не перестают удивлять способности маленького конструктора Демида. В свои 4 года он демонстрирует не только удивительную ловкость и креативность, но и проявляет качества, которые мы стремимся развивать в рамках методики пространственного моделирования. Его работа с конструктором — это не просто игра, а целый процесс, в котором он учится следить за временем, детализировать свои постройки и бережно относиться к материалам. Он уже сейчас показывает умение договариваться с другими детьми, поддерживать порядок и проявлять взаимопомощь. Это восхищает и вдохновляет, ведь такие навыки и привычки формируют основу для его дальнейшего развития и социализации. Наблюдая за ним, я вижу, как он не только строит, но и учится быть частью команды, что является важным шагом в его воспитании и развитии. Поражает его настойчивость. При строительстве крана, у детей не получалась стрела, в итоге все занялись другим делом, Демид же в течение минут 10−15 сидел и с озабоченным лицом думал, как ему прикрепить стрелу к крану. И ведь он придумал.

Злата

Злата проявляет удивительную смекалку и инициативу в работе с бабашками. Она не только самостоятельно справляется с задачами, но и активно помогает другим детям, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Это было ещё в начале года, мы работали над сказкой «Теремок», дети впервые попробовали работать с трафаретами, рисовали теремок, а затем пытались перевести схему в объем. Так у Демида долго не получалось установить крышу у теремка, бруски падали. Злата несколько раз пыталась ему помочь и, наконец, у нее получилось. Демид охотно принял ее решение.

В процессе игры и строительства Злата превращает свой опыт в увлекательные истории, демонстрируя способность к импровизации и творческому мышлению. Это замечательный пример того, как игра с конструктором может стать катализатором для развития детского воображения и коммуникативных навыков. Наблюдая за ней, я вижу, как девочка уверенно выстраивает свои собственные миры, учится различать и изображать спектр чувств и эмоций, что делает её игру более выразительной и насыщенной. Этот опыт не только развивает её личные качества, но и обогащает общую игровую среду, стимулируя всех участников к активному взаимодействию и обмену идеями.

Ксюша

Ксюша появилась у нас в группе недавно, она немного старше всех детей, ей 4,5 года, но она быстро влилась в коллектив и в работу с бабашками и их гранями. Она удивляет меня своими открытиями. При работе над текстом сказки «Лиса и заяц», предложила детям построить из бабашек избушку, взяв не более 4 деталей, построить, перевести объем на плоскость, довести до узнаваемого образа на картинке, не смотря на то, что для Ксении это был первый опыт такой работы, результат очень порадовал.
Ксения всегда проявляет свою индивидуальность и фантазию, творчество и самовыражение, доводит дело до конца.
2025-06-16 13:17 Кейсы Жизнь группы детского сада