Блог

Обзор методики «Практика продуктивной прогулки»

Социум и прогулка

В детском саду прогулка является, пожалуй, самым ресурсным местом взаимодействия детей и окружающего социума. Из прогулки социум узнаёт о детях, а дети кое-что узнают о социуме, если им позволяют педагоги.

Во-первых, прогулка — регулярное явление, поскольку каждый день дети выходят на свою групповую площадку. В окружающих домах при открытых окнах в определённое время хорошо слышны детские голоса. Эти же голоса слышат прохожие. Дети кричат, иногда кричат хором. Почему они кричат? Вариантов может быть несколько: потому что дистанция между детьми велика, потому что дети хотят быть понятыми, потому что так они выражают свои эмоции или действуют организованно, синхронно.

Во-вторых, из окон домов жильцы могут наблюдать, как гуляют дети, как они совершают всевозможные действия, о смысле которых иногда сложно догадаться. Прохожие могут наблюдать за детьми сквозь прутья заборов, если тот не сделан из бетонных плит или поликарбоната.

В-третьих, дети наблюдают за происходящим за пределами сада, сидя около забора, если им позволяют педагоги. Ситуация детской прогулки вполне вписывается в социокультурное пространство населённого пункта, поэтому представление о детстве у жителей складывается во многом подсознательно и сводится к тому, что дети кричат, бегают и праздно проводят время. Для обозначения этого явления есть расхожий стереотип, «дети на площадке играют».

Но играют ли они?

6 типов детских построек

1) Траектории путешествия
Дети создают траектории пути, как только получают в руки доски, трапы, длинные брёвна или плоские «острова» в виде спилов деревьев или других объектов, на которые можно наступать, соблюдая дистанцию шага.

2) Домики и укрытия
Создавая замкнутые пространства с разной степенью проницаемости, дети разыгрывают различные сюжеты, превращая постройки в военную базу, штаб, гостиницу, пещеру, дом, улей, тюрьму и т. д.

3) Мебель
В мебели есть образ заботы человека о собственных потребностях и о потребностях других людей как в комфорте, так и в эффективном выполнении каких-либо дел. Дети создают мебель из разных мобильных материалов: полые блоки, трапы, козлы или кубы-ящики.

4) Транспорт
Дети могут любой вид транспорта построить самостоятельно и делают это, если им достаточно необходимого материала. Идея транспорта практически всегда связана с ожиданием начала сюжетно-ролевой игры, если только дети не строят по заданию взрослого.

5) Реквизит для трюков
Горки, опоры, качели, балансиры. В такой среде ребёнок привыкает действовать, добавляя интенсивность или, наоборот, снижая её. Педагог и среда должны и могут учить ребёнка входить в «диалог с препятствием».

6) Простые механизмы
Клин, рычаг, блок и ворот. Исследуя свойства предметов и включая их в свой замысел по созданию пространственных объектов, дети сталкиваются с механическими эффектами и изучают их свойства.

Природа и прогулка

В детском саду прогулка является, пожалуй, самым ресурсным местом взаимодействия детей с природой. При том условии, что природа на участке есть — хотя бы кусты, хотя бы фрагменты земли между верандами или газон. Особо детям повезёт, если после дождя на асфальте образуются лужи, а в лужах обнаружатся земляные черви. Природа на площадке для дошкольника существует в двух ярусах: под ногами и над головой. Поскольку над головой ничего брать нельзя, потому что это листва и птицы, то под ногами оказывается все самое важное.

В правильном детском саду природа должна стремиться войти в окна, должно быть много ветвей и зелени, которые ежегодно становятся символом жизни. В правильном детском саду тропинки приводят в тенистые места меж листвы, где нужно нагнуться, став ближе к земле, к траве, к цветам, насекомым и неожиданным дарам природы. Одна из миссий детского сада, детей и взрослых — восстановление травянистого лесного покрова вокруг детского сада. Не это бездарное — «по газонам не ходить», «цветы руками не трогать» или «на клумбы не заходить». Природа может позволить проявлять о себе заботу и, совершая поиск, соединяться с ней. В новых детских садах малыши находят кусочки живой земли между верандами, под забором или среди кустов, зонирующих площадки. Земля живая и хочет человеческой заботы, человеческого поиска и дети обычно к этому готовы.

Движение и прогулка

Гуляя в детском саду дети находятся среди вкопанных форм, которыми взрослые снабдили детей, заботясь о детской игре и движении. Если проанализировать, какие действия дети способны совершить с их помощью, то придём к неутешительному списку, действий, которые дети хотят совершать окажется значительно больше. Хотят на уровне потребности в движении, которая стимулирует все необходимые человеку системы восприятия — от зрительной до проприоцептивной.

Вкопанные малые архитектурные формы задают неизменяемую статику в отличие от природных форм, которые сезонно меняются. Более того, некоторые из них, такие как домики могут оказаться предметом борьбы, которые не объединяют, а разобщают детей. Домики и укрытия нужны, но в каком-то другом виде, в другом воплощении, скорее всего, сделанные детскими руками. Для этого часто достаточно тента с люверсами, перекладины и верёвок…

Детский опыт как содержание прогулки

Прогулка необходимо синхронизирует все детские потребности, связанные с игрой, общением, поиском и естественным экспериментированием, активным движением. Наша главная педагогическая задача дать детям возможность удовлетворить эти потребности в культуросообразной форме и сделать полученный детьми опыт содержанием их образования.

Для того, чтобы прогулка стала содержательной, у детей должны появиться, как минимум, две возможности: перестраивать пространство под игру и совместно вспоминать события прогулки, строя новые планы, формулируя правила жизни и делясь опытом личных открытий.

Если говорить об идеальном уличным пространстве, то оно должно иметь максимально природный ландшафт с мобильными формами под создание разного типа объектов под игровые и поисковые задачи. Иногда детям достаточно получить в пользование пару десятков пластиковых ящиков из-под фруктов, тент с люверсами или ткани и уже начнется нечто большее, чем обычно. Если заботливый родитель напилит досок 200×800 мм и 200×1200 мм, то прогулка может стать ещё более интересной. Принцип один — основы и перекладины. При этом важны вода, песок, мелкие и крупные однородные материалы. Педагоги должны постараться ничего свинчивать и не скреплять «намертво», ФГОС ДО чётко формулирует требования к развивающей среде: содержательно насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; доступная; безопасная. Как правило, в полноте воспитателями выполняются только два требования: первое и последнее.

Компания «Бабашки» предлагает решения в виде двух наборов: «Соты» и «Стройка». Оба набора позволяют детям активно работать с пространством, находя всякий раз новые решения для реализации своих идей. Оба набора являются репликами на ранее создаваемые решения как в зарубежной практике дошкольного образования, так и в отечественной традиции. К примеру «Соты» во многом основаны на опыте китайских детских садов «Anji Play», но при этом ряд форм взяты из методики Сергея Реутского «Физкультура про другое». Если говорить про «Стройку», то формы кубов и блоков очевидно уходят относятся к традиции «City and Country School», основанной Caroline Pratt ещё в 1913 году. Но идея в 40-е годы прошлого века была подхвачена советским тренером и конструктором В. П. Поликарповым, который создал ростовой конструктор, снабдив его множеством технологических отверстий, конструктор выпускался и поставлялся в детские сады по всему СССР вплоть до 70-х годов. Осмелимся предположить, что поколение «шестидисятников» инженеров и творческих деятелей выросло в созидательной атмосфере полифункционального строительного материала.

Воспитатель на прогулке

Поскольку после прогулки важно регулярно говорить с детьми, восстанавливая историю прогулки, то позицию педагога во время прогулки можно определить через три действия, которые он осуществляет:

  • наблюдает за детьми, фиксируя значимые моменты прогулки (видео-, фото-, документирование), выделяет динамику продвижения детей в освоении материала (технических решений), развитии сюжетов игры, качества взаимодействия;
  • содействует наилучшему взаимодействию детей с материалом и друг другом, находясь рядом и вмешиваясь, если есть потенциальный риск, необходимо провоцировать интерес или возникает вопросный момент, требующий обсуждения;
  • организует страховку детей при выходе на трюковую работу (предел возможностей).

Педагог может и должен остановить общую игру на площадке в ситуации, когда ярко выражено дезадаптивное поведение детей, которое разрушает общее дело. Цель остановки — общий сбор и обсуждение с детьми сложившейся ситуации, оценка возможных рисков и осознание причин.

При работе с младшими дошкольниками возможно проговаривать вслух действия детей, не интерпретируя их, но сохраняя искреннее эмоциональное отношение. Возможно направлять действия в точке затруднения, показывая либо путь, либо перспективу, фиксировать продуктивные способы взаимодействия, озвучивать потребностей детей для её осознания, озадачивать через собственную озадаченность.

Интересно, что авторы методик близко понимают место педагога во время прогулки, так в практике садов «Anji Play» существует норма, чтобы снять ненужное вмешательство, взрослый: «Закрывает рот, прячет руки, широко раскрывает глаза». Но в любом случае — это включённое наблюдение.

Работа с воспоминаниями

Работа с воспоминаниями, в результате которой рождается общая история прогулки, может проводиться в трёх вариантах:

  • беседа с детьми;
  • работа с фотографиями и рисование;
  • обсуждение видео.

Поскольку формат статьи не даёт возможности раскрыть все варианты, остановимся на втором. Представьте, что после тихого часа педагог кладёт на стол 7 фотографий дневной прогулки и просит детей разложить или развесить эти фотографии по порядку. После того, как после бурного обсуждения дети справились, воспитатель предлагает вспомнить, что на фотографии не попало и нарисовав этот момент, ситуацию, положить или повесить между фотографий по ходу истории. Вокруг подобной работы разворачиваются разговоры, споры, появляются аргументы и факты. Дети спорят — «было» или «не было», «тогда» или «не тогда», «так» или «не так», «с тем» или «с этим». Потом из личных историй рождается общая история прогулки, которую можно рассказывать на разные голоса.

По сути такая работа напоминает рефлексию в её зачатке, которая является важнейшей ментальной способностью человека рассматривать своё прошлое в контексте будущего. Так рисуя, дети неожиданно для себя и педагога начинают придумывать, как надо было сделать и даже могут нарисовать не «что было», а «как будет» завтра. Это и есть начальный эффект работы с воспоминаниями, дети начинают планировать будущее, формулируя идеи. Но это только начало.

Мы наблюдаем в дошкольном возрасте три уровня освоения рефлексивного действия:

  1. Уровень формальной причины действия. Дети, объясняя свои поступки и действия в процессе рисования или общего разговора, опираются на формальные причины. «Потому что так нельзя», «потому что мы всегда так делаем», «такие правила»… Они словно избегают ответственности за суждение, резонируют с воспитателем.
  2. Уровень специфической причины действия. Дети видят разрыв в действии, некоторый дефицит средств и пытаются его восполнить. «Надо было сделать вот так», «мы сделаем так в следующий раз», «а давайте!»
  3. Уровень самопонимания. Дети находят причину внутри себя, своего страха, отсутствия достаточного дружелюбия, жадности или чрезмерной щедрости. «Я (мы) так делаю (ем), потому что причина во мне (в нас)».

Истории прогулок приводят детей к теме причин тех или иных действий или поступков, что позволяет им становится «хозяевами своей жизни», брать на себя посильную ответственность.

Неэффективные эффекты

Педагоги, которые делают прогулки продуктивными, воздерживаются от оценочных суждений и готовы выслушать детские мнения и интерпретации, какими бы неприемлемыми они для них не были. Работа с воспоминаниями — это работа с детскими мнениями и часто важно детей не переубеждать, а оставить со своим, пусть даже и ошибочным суждением. «Время лечит», дети «лечатся» друг об друга, если нормализована жизнь детского коллектива. Это экстенсивный путь, медленный, но глубокий по эффектам. У детей постепенно складываются важные жизненные привычки, такие как:

  • понимать причины своих действий и поступков;
  • высказываться по существу;
  • не доводить возникающие противоречия до позиционного конфликта, оставаясь в деловой плоскости;
  • регулировать интенсивности на них направленные (усложняя или упрощая препятствия);
  • благодарить ровесника и старшего за конкретное действие по ходу жизни;
  • отказываться от сиюминутного ради бо́льшего и важного.

К сожалению, в педагогике тема эффективности, когда за короткий срок нужно достичь высокого результата чревата неприятными последствиями и лежат они в области аффективной сферы и сферы самосознания человека.

Преимущества

Регулярные «продуктивные прогулки» позволяют воспитателю экономить силы на подготовке, но при этом видеть больше и больше понимать про изменения в детях. В результате точных педагогических действий по организации прогулки и работы с воспоминаниями можно будет увидеть саморазвитие детей, взаимообучение и сплочение детского сообщества. Синхронизация четырёх видов деятельности — игры, поиска, общения, и продуктивной деятельности позволяют достичь целевых ориентиров, заявленных в ФОП ДО, доминантой которых являются самостоятельность и инициативность.

Педагогический коллектив, который будет анализировать соответствие развивающей среды потребностям детей, непременно займётся насыщением уличного пространства не только полифункциональными материалами, но и соответствующими природными объектами, «обретая почву под ногами». В доступе у детей могут появиться вода и песок в необходимых детям объёмах, уголки для творчества, где стена не будет восприниматься как преграда, но как объект для выплеска творческих идей в цвете и графике и, конечно, крупные мобильные формы, позволяющие создать объекты для ролевой игры.

Сложность, которая может стать ресурсом, это организованная работа с воспоминаниями. Здесь необходимо обучение, необходим особый взгляд на детское поведение и способность отличать факты от переживаний и интерпретаций, организационные формы этой работы должны оказаться на кончиках пальцев.
2025-09-16 14:48 Методические статьи Жизнь группы детского сада