Блог

«3D-комплекс личностно развивает ребёнка через движение»: кейс начальной школы «Олимп-Плюс»

Мы провели интервью с руководителем начальной школы «Олимп-Плюс» — Галиной Владленовной Пеховой, а также учителем физической культуры — Павлом Романовичем Сыровцевым.

Ещё 4 года назад руководители этой школы приобрели наш физкультурный 3D-комплекс Реутского. Мы попросили их рассказать о своих впечатлениях и наблюдениях после долгой работы с нашим оборудованием.

Как вы узнали о компании «Бабашки»?


Галина Владленовна: Мы дружим с «Новой школой». Благодаря коллегам, которые там работают, мы узнали о 3D-комплексе, потому что они приобрели его раньше нас. Увидев, какими интересными могут быть занятия физкультурой, мы решили, что 3D-комплекс будет правильной и необходимой покупкой для нашего учреждения.

Мы выделяем 3 основных вектора развития детей в нашей школе: самостоятельность, социальная компетенция и мышление. Мы стараемся выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый из этих векторов развивался.

Физкультура существует уже очень давно, но в ней укоренились методики и подходы, которые не всегда закрывают детскую потребность в движении. Также дети всё меньше двигаются, потому что пропали дворы. Поэтому нам очень понравилась идея методики «Школа диалога с препятствием» о том, что движение и личностное развитие ребёнка должны идти рука об руку на занятии физкультурой.

Мы приобрели физкультурный 3D-комплекс ещё 4 года назад. И довольно быстро отметили, как работа на нём учит детей договариваться между собой и оценивать свои возможности; помогает искать ступеньку, на которую ребёнок готов решиться прямо сейчас, а на которую ступит в следующий раз. В результате 3D-комплекс стал закрывать потребность детского личностного развития через движение.

Как происходило знакомство педагогов и детей с оборудованием?


Галина Владленовна: Мы знакомились с 3D-комплексом через игру. К нам приходили коллеги из «Новой школы», помогали проводить занятия. Важно понимать, что сам 3D-комплекс ничего не меняет, — он расставляет акценты. Только тщательное следование методике и прикладывание усилий педагога приведут к развитию у ребёнка необходимых личностных качеств. Например, социальная компетенция: мы выстраиваем занятия таким образом, чтобы перед началом работы дети обсудили между собой, что они будут делать в пространстве 3D-комплекса.

Павел Романович: Мы начали знакомство с 3D-комплексом ещё до начала работы на нём. Пока его строили в нашем спортзале, мы с детьми заходили и смотрели на появившиеся новые элементы. Дети присваивали себе новое пространство, фантазируя о том, как они будут там играть. Первые уроки проходили с Евгением Парежевым. Он показывал, как взаимодействовать с 3D-комплексом, а я учился, чтобы потом вести занятия самостоятельно.

Какие изменения вы заметили в детях после работы с 3D-комплексом?


Павел Романович: То, чему научатся дети на занятии с 3D-комплексом, напрямую зависит от педагога. От того, что он закладывает в занятие: образовательные смыслы и задачи. Чем больше я понимаю, как можно построить занятие в условиях 3D-комплекса, тем я лучше доношу это детям. Ведь у них свой собственный мир, в который мы стараемся лезть по минимуму.

Если говорить про организацию занятия, то сначала дети садятся в круг, обсуждая предстоящий план действий. Они задают вопросы и уточняют друг у друга детали. Недавно заметил интересный момент: дети, которые не работали с 3D-комплексом с первого класса, сами не идут лазить по рукоходам. А теперь та группа, которая познакомилась с оборудованием уже в первом классе, стремится к усложнению пути движения. Делает это до того, как я дал задание.

Также дети пытаются менять пространство с помощью мягких модулей. Помогают мне двигать их, по-своему играют, перемещают, строят дома. То есть дети проявляют инициативу и не боятся быть самостоятельными.

Галина Владленовна: Если подытожить, то 3D-комплекс закрывает все 3 вектора развития детей в нашей школе. Коммуникативные навыки развиваются благодаря постоянным разговорам между детьми. Самостоятельность осваивается благодаря попыткам изменить пространство, сделать выбор и пойти на осознанный риск. А мышление развивается в процессе анализа того, как можно усложнить пространство, вывести его на новый уровень. В результате появляется полезная рефлексия. Дети думают о том, что у них сегодня получилось сделать, а что станет следующим этапом.

Недавно ребята из 2-го класса сделали путь из летящих бананов с помощью мягких модулей, которые повесили над 3D-комплексом. Это было экстремальным решением, потому что модули шатались, но детям нравилось справляться с препятствиями. Они были счастливы.

Также я вчера присутствовала на уроке и отметила, что занятие физкультурой проходит интересно и увлекательно для детей. Они могут лазить, ползать, играть на 3D-комплексе, что делает образовательный процесс весёлым и разнообразным.

Павел Романович: Это всё у нас получилось благодаря Сергею Реутскому, к которому я езжу каждую среду. Также благодаря Роману Геннадьевичу Рауху, с которым я работаю. Они поддерживают и подсказывают, говорят и показывают, как действовать. Без их направлений было бы сложно.

Как вы оцениваете безопасность 3D-комплекса?

Были ли опасения перед началом работы с ним?


Павел Романович: Самое страшное, что я вообще не знал, что делать. О безопасности многие беспокоились, но я брал пример с Евгения Парежева. Мы ограничивали какие-то зоны, если считали, что детям туда ещё рано. Ведь всё всегда зависит от готовности педагога. Если он готов работать с шестью детьми, то он работает с шестью. Но я сразу начал работать с шестнадцатью.

Перед каждым занятием мы напоминали детям про правила, которые усвоили из методики «Физкультура про другое». Проговаривали, учились понимать пространство вместе с ними.

Дети сами не шли в те зоны на 3D-комплексе, к которым были не готовы. Я заметил, что когда педагог просит детей сделать то, к чему они не готовы, то он сталкивается с травматизмом и опасностями. В случае, когда у ребёнка есть выбор или возможность упростить пространство, то он этим пользуется.

Ещё мне очень помогла книга «Школа диалога с препятствием», которую написали Сергей Плахотников, Сергей Реутский, Роман Раух и Евгений Парежев. Там они рассказали о том, что существуют три этапа ведения уроков: преддействие, действие, последействие. Этап преддействия очень важен. Он помогает подготовить детей и педагога к занятиям на 3D-комплексе, учит считывать детские эмоции и состояния, обсуждать происходящее и выстраивать отношения между друг другом.

Случались ли ситуации на занятиях, которые особенно запомнились?


Галина Владленовна: Я недавно видела, как девочка из 4-го класса хотела залезть на верхний уровень каната. Оказавшись там, она собиралась спрыгнуть, но ей было страшно. Тогда она решила спуститься ниже, но там ей тоже было страшно. В результате она села на первом уровне и спрыгнула. Обрадовавшись, она полезла снова повыше, поднявшись в итоге до третьего уровня. Я с большим любопытством наблюдала, как она сама преодолевала свой страх.

Павел Романович: Мне очень понравилось занятие с мягкими модулями, которое мы назвали «бананы Джуманджи». Дети построили летающий лес из мягких модулей, подвесив их в пространстве 3D-комплекса. Перед тем, как проходить препятствия, дети написали правила, прикрепили их на доску и стали соблюдать, объясняя их другим. Главное, что это происходило в классе, у которого были трудности с соблюдением правил. В итоге мы с ними перешли на другой уровень работы.

А ещё в 3-ем классе дети писали на доске разные виды физической активности, а потом обсуждали, какие личностные качества раскрывает каждая из них.

Что бы вы хотели сказать своим коллегам,

которые ещё не приобрели физкультурный 3D-комплекс?


Галина Владленовна: С точки зрения администрации могу сказать, что появление 3D-комплекса стало огромным плюсом для нашего учреждения. Мы постоянно рассказываем о нём всем родителям, всячески заманиваем их к нам.

Ещё у меня был опыт занятия на 3D-комплексе со своим ребёнком. Это событие стало одним из самых ярких впечатлений совершенного другого контакта. Ваш ребёнок становится учителем, показывает, как себя вести, рассказывает про правила. Поэтому мы зовем родителей, чтобы они тоже приобретали этот опыт.

Также Павел регулярно созывает всех педагогов на 3D-комплекс, чтобы они сами занимались, — это очень сближает. Мы даже дни рождения там проводим.

Павел Романович: Мне бы очень хотелось, чтобы рос уровень коммуникации с сообществом педагогов «Физкультура про другое», чтобы они больше общались с Сергеем Реутским и Сергеем Плахотниковым.

Также я рекомендую прочесть книгу «Школа диалога с препятствием. Как в движении рождается личность». Она идейная, смысловая. Хочется, чтобы педагоги знали про поэтапное знакомство с 3D-комплексом, правильно определяли количество детей для занятий на нём. А также очень понравилась книга «Физкультура про другое. От простого к сложному».

Поэтому не нужно бояться, лучше по чуть-чуть пробовать и создавать возможность.

Если вы хотите узнать больше о 3D-комплексе Реутского, а также получить каталог с ценами, оставьте заявку на консультацию с нашим специалистом:
2024-05-29 09:33 Кейсы