«Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)».
«В подборе строительного материала задачей является не создание узко дидактических наборов и их искусственное применение, а систематизация свойств строительного материала, который, будучи предоставлен детям в свободное пользование (свободные постройки), давал бы им определенные строительные навыки. Сам ребенок процессом своей деятельности, исследованием и упражнением указывает нам на необходимость этих упражнений, повторных реакций, повторных процессов для закрепления каждого нового навыка. Наша задача — помочь ребенку в подборе материала».
«Существенно важно на ранних этапах развития, когда еще не вполне фиксировались отношения, когда не выработалось никаких трафаретов, бороться с выработкой узких и ненужных трафаретов, а создавать такие условия, при которых, по возможности, многогранно развивался бы организм и использовал все свои врожденные способности для того, чтобы обладать максимальной пластичностью нервной и мышечной систем». (Орбели Л. А. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. Ленинград: Академия наук СССР, 1961. 258 с.)
«Если бы мы имели дело с примитивными существами, а не с человеческим организмом, то мы могли бы ограничиться тем, чтобы все физическое воспитание вести на основе использования имитационного акта, т.е. проделывать при ребенке те или иные движения, рассчитывая на то, что он сумеет их повторить и достичь известного результата. Но при этом условии вы у него выработаете лишь те формы движения, которые вы умели ему показать» (стр. 262).
«Чтобы дать детям соответствующее развитие, масштаб строительного материала должен быть достаточно велик. Основной размер куба — 14-16 см (все побочные формы в согласовании с основной), бруски 64 см длиной — самые большие».
«Крупный материал более соответствует развитию детей дошкольного возраста, он менее утомителен, так как вовлекает в двигательный процесс весь организм ребенка. Крупным строительным материалом ребенок действует на полу, на земле, все время разнообразно двигаясь, наклоняясь, поднимаясь, приседая, вставая, перенося его, охватывая двумя руками и т. д. В играх с этим материалом ребенок является активным действующим лицом. Если же мы дадим мелкий строительный материал (аналогичный Фребелевскому), то ребенок им должен заниматься сидя на одном месте у стола, всю двигательную энергию сосредоточивая на деятельности рук и глаз (так же как и при лепке и рисовании)».
«Ориентировка в пространстве для маленького ребенка есть задача чрезвычайной важности и немалой сложности. Ребенок не созерцает пространство, а ощупывает его, измеряет руками, шагами и т. п., так как зрительный контроль еще мало помогает ему. Каким же образом строительный материал оказывает помощь ребенку в данной ориентировке? Крупный строительный материал, установка его в пространстве требует крупного двигательного процесса. Устанавливая определенную форму в пространстве, ребенок ее обходит, к ней ставит другую, аналогичную. Этим ребенок как бы закрепляет пройденный путь, измеряя его формой и шагами.
Строя из данного материала, отгораживая и замыкая разнообразные пространства по горизонтали, по вертикали, пересекая их, ребенок закрепляет ориентировку в пространстве. Чем богаче и разнообразнее двигательный процесс при постройке, тем и закрепление пространственной ориентировки основательнее. Поэтому материал должен стимулировать движения, т. е. по форме он должен быть достаточно разнообразным. Кроме того, материал должен давать повторность движения для закрепления пространственно-ориентировочных навыков, поэтому необходимо большое количество повторных форм».
«Небольшое количество окрашенных форм оживит, обогатит постройку. Поэтому и в материале для старшего возраста мелкие формы, идущие на украшение, рекомендуется окрасить с расчетом на повторность в окраске аналогичных форм».
«Строго математические деления форм дают ребенку представление о точном делении предмета (формы) на 2, 4, 8. Экспериментируя, составляя (в процессе стройки) форму из двух половинок, четырех четвертей и т. д., ребенок усваивает весьма полезный навык (точного деления)».
«Действуя со строительным материалом, ребенок преодолевает трудности, учится быть терпеливым, доводить начатое дело до конца /…/. В использовании строительного материала заключены огромные возможности не только тренировочного порядка — развитие различных ориентировок. Строительный материал своей разнообразной схематической (геометрической) формой развивает детское воображение, дает возможность ребенку широко закреплять и свободно комбинировать свой опыт, претворять его в изобразительном творчестве. Схематичность форм (строительный материал) при достаточном их богатстве и разнообразии вполне удовлетворяет изобразительным потребностям не только самых младших детей, у которых процесс играет доминирующую роль, но и старших дошкольников, так как схематичность формы присуща всему периоду детского творчества».
«Мы замечаем, что как бы ни были разнообразны формы строительного материала, ребенок вносит добавочный материал: бросовый, игрушки. Это обогащает сюжетное творчество в детской стройке».