Блог

Значение пространственного моделирования и конструирования в ДОУ

Ни#nbsp;для кого не#nbsp;секрет, насколько важно занятие конструированием для развития ребенка и#nbsp;насколько интересно и#nbsp;захватывающе это занятие для многих детей. Какие развивающие эффекты может дать ребенку работа с#nbsp;полифункциональным конструктором? Как организовать процесс конструирования так, чтобы он#nbsp;был развивающим? В#nbsp;этой статье мы#nbsp;рассмотрим принципы и#nbsp;способы конструирования, а#nbsp;также его развивающее влияние на#nbsp;детей.

Чем отличается моделирование от#nbsp;конструирования?

Для понимания эффектов развития важно разделить термины «моделирование» и#nbsp;«конструирование».

Моделирование#nbsp;— метод исследования объектов на#nbsp;их#nbsp;моделях, аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности. Моделирование может относиться к#nbsp;любому объекту или отношениям реальности через посредника. Например, знак в#nbsp;любой знаковой системе становится абстрактным (и#nbsp;письмо, и#nbsp;счёт), то#nbsp;есть моделью реальности.

Учеными под руководством Л.#nbsp;А.#nbsp;Венгера были выделены единицы, с#nbsp;помощью которых педагог может решать самые разные познавательные и#nbsp;творческие задачи,#nbsp;— это модельные представления, или образные средства. Например, эффективным способом решения проблемы развития связной речи ребенка является приём моделирования.

На#nbsp;современном этапе актуально использование метода наглядного моделирования в#nbsp;различных сферах, поскольку доказано его эффективное воздействие на#nbsp;познавательную активность детей, развитие логического мышления, повышение интереса к#nbsp;красоте собственного языка и#nbsp;возникновение восторга от#nbsp;более полноценного восприятия окружающего мира, на#nbsp;развитие памяти, воображения, воспитание самостоятельности и#nbsp;уверенности в#nbsp;себе.


Конструирование#nbsp;— от#nbsp;латинского слова соnstruerе (строю, создаю)#nbsp;— означает создание модели, построение, приведение в#nbsp;определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Таким образом конструирование относится к#nbsp;частному случаю моделирования, к#nbsp;способу создания модели.

В#nbsp;конструировании у#nbsp;ребенка могут развиваться различные модельные представления: познавательные, эмоциональные, развитие речи, переживания опыта. В#nbsp;этой статье мы#nbsp;сосредоточимся на#nbsp;познавательном развитии в#nbsp;процессе конструирования.

Развитие познавательных способностей через конструирование

Л. А. Венгер, известный последователь Л.#nbsp;С.#nbsp;Выготского, считал конструирование одной из#nbsp;важнейших форм развития пространственного мышления. Автор разработал программу, с#nbsp;помощью которой обучал детей с#nbsp;3-х лет умению схематизировать и#nbsp;зарисовывать постройки, способности чтения планов помещения и#nbsp;уличного пространства, умению уточнять на#nbsp;собственных планах материал и#nbsp;обозначать последовательные этапы создания постройки.

В#nbsp;своих заданиях на#nbsp;пространственное моделирование Леонид Абрамович предлагал в#nbsp;том числе задания по#nbsp;условию. Например, задание на#nbsp;расчленение контурной графической модели корабля (вид сбоку) с#nbsp;учётом характера деталей, из#nbsp;которых он#nbsp;будет затем воспроизводиться, предполагалось авторами на#nbsp;четвёртом этапе обучения. В#nbsp;ходе развития у#nbsp;детей способности схематизировать любые объекты и#nbsp;пространства в#nbsp;программе всё меньше давалось наглядных образов для решения задачи.

В#nbsp;нашей практике расчленённую схему для конструирования дети считывали так#nbsp;же, уже в#nbsp;3,5 года, особенно на#nbsp;актуальные для них темы. Мальчик 3,5 лет, Ф., показывая на#nbsp;расчленённую схему самолета: «Это крылья#nbsp;— можно взять эту длинную дощечку [из набора „Бабашек“] и#nbsp;поставить вот сюда».

Кроме задания по#nbsp;условию, ученый предлагал создание построек и#nbsp;схем к#nbsp;ним по#nbsp;собственному замыслу, чтобы дети развивали инициативность в#nbsp;конструировании.

В#nbsp;исследованиях авторы программы определили, что развитие у#nbsp;детей наглядно-образного мышления является ключевой предпосылкой формирования абстрактного мышления в#nbsp;подростковом возрасте.

Как ещё можно конструировать?

  • Конструирование по#nbsp;условию. Это способ, представленный выше в#nbsp;примере программы Л.#nbsp;А.#nbsp;Венгера. Педагог предлагает такую задачу детям, которая захватывала#nbsp;бы зону ближайшего развития ребенка и#nbsp;учитывала#nbsp;бы интересы ребенка. Конструирование по#nbsp;условию часто используется в#nbsp;практике педагогов. Например, как построить мост, чтобы через него проезжала самая большая машинка в#nbsp;группе?
  • Конструирование по#nbsp;тексту / по#nbsp;художественному произведению. Здесь перед процессом конструирования дети с#nbsp;педагогом слушают или читают (в#nbsp;подготовительной группе) стихотворение, сказку или рассказ. Педагог организовывает групповое обсуждение, в#nbsp;котором уточняются качества героя (см. «Развитие творческого мышления. Работаем по#nbsp;сказке» О. А. Шиян) и/или внешние детали происходящего: какого роста был волк, что у#nbsp;него поместились и#nbsp;бабушка и#nbsp;внучка в#nbsp;животе? три поросенка были одинаковыми или каждый из#nbsp;них хоть немного отличался друг от#nbsp;друга? какой фигурой выглядел маршрут колобка, что он#nbsp;прикатился к#nbsp;лисе? И#nbsp;так далее.
  • Конструирование по#nbsp;чертежам и#nbsp;наглядной схеме. Здесь педагог или приносит свои чертежи и#nbsp;схемы, или по#nbsp;уже нарисованным схемам детей они заново воссоздают постройки друг друга. Причём второй вариант сильно влияет на#nbsp;создание ровеснического коллектива в#nbsp;дошкольном учреждении.
  • Конструирование по#nbsp;замыслу. Педагог в#nbsp;этом случае актуализирует опыт ребенка. Ещё больший вклад педагог сделает, если сам организует для детей получение такого опыта: поход в#nbsp;океанариум, зоопарк, почту и#nbsp;т.#nbsp;д., причём такое знакомство с#nbsp;новым пройдёт лучше, когда дети на#nbsp;деле увидят, какие отношения складываются между работниками каждого из#nbsp;мест.
  • В#nbsp;методике пространственного моделирования Сергея Плахотникова выделяется еще один тип#nbsp;— конструирование по#nbsp;представлениям. Этот тип похож на#nbsp;конструирование по#nbsp;замыслу, но#nbsp;его важное отличие в#nbsp;том, что дети в#nbsp;процессе актуализируют свой опыт и#nbsp;переживания недавнего или давнего прошлого. И#nbsp;здесь появляется возможность у#nbsp;детей исследовать свой собственный опыт. Здесь взрослый и#nbsp;педагог выступают как создатели условий для появления значимого опыта детей (поездки, экскурсии в#nbsp;интересующие детей места и#nbsp;т.#nbsp;д.)

Каждый из#nbsp;этих способов можно реализовать, используя полнофункциональную среду для#nbsp;пространственного моделирования#nbsp;— «Бабашки».

Принципы педагога для развивающего конструирования

Создание модели предполагает наличие сложной системы индивидуальных смыслов и#nbsp;значений, актуализацию опыта ребенка. Поэтому моделирование развивает субъектность ребенка, но#nbsp;при условии возможности решить задачу, используя свое воображение.

Чтобы это случилось, необходимо придерживаться принципов в#nbsp;создании образовательных ситуаций:

  • открытость предложенных задач: ребенок может сам доконструировать смысл задачи, вложить в#nbsp;неё свой актуальный смысл;
  • задача лежит в#nbsp;зоне интереса ребенка;
  • организовано пространство для моделирования так, чтобы у#nbsp;детей было место и#nbsp;возможность пользоваться материалами длительное непрерывное время (не#nbsp;менее 30−40 минут).

Принципы педагога при организации образовательного события для детей в#nbsp;конструировании:

  • ребенок так#nbsp;же, как и#nbsp;взрослый,#nbsp;— субъект образовательного процесса, он#nbsp;действует и#nbsp;создаёт в#nbsp;социуме ДОУ;
  • образование направлено в#nbsp;том числе на#nbsp;развитие универсальных способностей детей;
  • педагог находится в#nbsp;открытой позиции: способен удивляться находкам детей, создаёт образовательные ситуации в#nbsp;ситуации конфликта, не#nbsp;игнорирует конфликт и#nbsp;не#nbsp;решает его сам.

Конструирование как вид моделирования даёт разные возможности развития ребенка, в#nbsp;том числе развития познавательных способностей. Наиболее продуктивной и#nbsp;экологичной для развития детей является деятельность конструирования. Построенные ребенком миры захватывают его и#nbsp;вдохновляют, дают опору на#nbsp;создание следующего мира.

Важно также учесть, что не#nbsp;любой образовательный процесс в#nbsp;конструировании будет эффективным, а#nbsp;только тот, который ориентируется на#nbsp;гуманистические принципы и#nbsp;принципы развития.
Если хотите узнать больше об оборудовании «Бабашки» и получить каталог с ценами, оставьте заявку на консультацию со специалистом:

Оставить заявку
2023-08-16 14:13 Методические статьи