Блог

Эстетика взрослого и ребенка. Где найти ту самую золотую середину?

Организация пространства дошкольного учреждения является одной из актуальных задач, которая стоит перед администрацией и педагогическим коллективом детского сада. Здесь важно многое: и заинтересовать родителей, как говорится, встречают по одежке, и детей, которые на самом деле являются главной аудиторией этой задачи, и передать ценности данного учреждения. При этом сделать все эстетично и в соответствии с СанПиНом, ФГОС и ФОП и не забыть и про педагога.
Интеграция психолого-педагогического процесса и дизайна пространства попадает под внимание не только ученых («среда – третий педагог»), но нескольких направлений индустрии по производству различного оборудования, мебели, игрушек и мн. др. для детей дошкольного возраста. Не смотря на множество мнений, подходов и программ о развитии ребенка, в большинстве случаев к оформлению пространства осуществляется типовой подход: яркая разноцветная мебель, расположенная по периметру стен, иногда такой же броской цветовой гаммы.
Нейтральные цвета стен и мебели позволяют стать фоном для детских работ, фотографий и акцентировать внимание на них. Поскольку ребенок проводит значительную часть времени в пространстве детского сада, то среда должна быть комфортна психологически и физически, способствовать развитию познавательной и творческой активности, самостоятельности, инициативности и коммуникации. И то, что и как расположено в этой среде не только дополняет педагогический процесс, а порой вносит и дисбаланс.
Обилие цвета может провоцировать различные эмоциональные состояния,
усложнять выбор и навигацию в пространстве. Мягкие и спокойные тона создают атмосферу уюта и спокойствия. Не следует недооценивать важность при выборе цвета для мебели и стен дошкольного учреждения.
Также по сей день встречаются тематически разрисованные стены взрослыми. Тема, рано или поздно, устаревает, теряет значимость и интерес к ней.
Еще одна тенденция по оформлению стен – различные плакаты. Для этого сейчас существует множество печатной продукции. В погоне за эстетикой яркая полиграфия прочно укоренилась в пространстве детского сада. Представляет ли она ценность для ребенка, вызывает ли интерес и как долго, побуждает ли к действию и познанию? Остается вопросом.
Заходя в группу, сразу можно понять, чем живут дети, какова их степень соучастия в создании среды, какова позиция педагога. Пространство становится комфортным, «своим», когда в нем есть «сои следы», что-то лично важное – фотографии, рисунки, поделки, игрушки, укромное местечко. Об этом и многом другом подробно раскрывают авторы книги «Современный детский сад. Каким он должен быть». Научная теория, подкрепленная практикой, вдохновляет и помогает взглянуть по-новому на некоторые устоявшиеся тенденции.
Вспомните, как дети взаимодействуют с пространством и в пространстве:
- обращаются к плакатам на стене;
- выбирают разнообразные виды деятельности, объединяются по интересам;
- меняют и создают его под свой замысел;
- имеют в наличии разнообразные материалы для реализации замысла;
- рассказывают взрослому о своих работах/идеях/представлениях/планах и обсуждают их друг с другом;
- просят записать историю, комментарий к своей работе;
- указывают свое авторство;
- вывешивают/выставляют/оставляют свои работы и могут к ним возвращаться по мере необходимости;
- рассматривают выставки.
Детский сад, в первую очередь, это пространство для ребенка, возможность для него реализовать свои замыслы в игре, продуктивной и познавательной деятельности, различных активностях, возможность получать опыт и презентовать его по-разному.
По факту случается это не всегда и происходит маскирование под безопасность, в результате которого появляется ряд материалов, которые детям не доступны в свободной деятельности. Под такой запрет часто попадают:
  • ножницы – дети могут поранить друг друга, наткнуться сами, что-нибудь ими испортить разрезать ...;
  • оставленные постройки – можно запнуться, сложно пройти, уменьшается свободное пространство…;
  • камни, ракушки – будут кидаться, проглотят…
Также волнует тема чистоты:
  • пластилин – испачкают пол, ковровое покрытие и сложно отчистить…;
  • краски – грязные столы и раковины, могут разлить воду, испачкаются сами …;
  • размещать свои рисунки – нарушается эстетика пространства, стены все в скотче…;
  • сооружения из тканей и конструктора – пыль, беспорядок.
И вообще, сколько времени отводится на свободную деятельность? В последнее время явно выражена тенденция о подготовке дошкольников к первому классу. Взрослые все время решают, чем и когда лучше заниматься, чтобы ничего не упустить и всему научить. А что касаемо детского личного опыта, экспериментирования и творчества в период свободной деятельности,рассматривается в качестве остаточного принципа. Когда взрослый понимает всю важность этих процессов, то появляется и время, и пространство, многие опасения находят продуктивное разрешение.
В этом случае хорошим помощником послужат шкалы («ECERS», «Шкала оценки условий для развития творческих способностей в детском саду», «Шкала оценки качества психолого-педагогических условий для развития игры», «Оценка и развитие качества дошкольного образования. ФГОС»). В них можно найти множество подсказок не только по созданию и наполнению среды, но и о позиции педагога в работе, общение, игре. Распределение и обозначение в пространстве группы центров активности позволяет детям объединяться по интересам, определятся с выбором дела, так сказать, по душе. Навигация и маркировка в пространстве делает его более понятным и доступным, и в нем легче поддерживать порядок. Для многих порядок и творчество не совместимы и выступают антонимами. Но научится ли ребенок работать ножницами и убирать за собой, если они находятся под строгим запретом во время свободной деятельности и только взрослый решает, когда приходит их черед? Не так ли мы отбиваем мотивацию к познанию и стремлению приобрести новый опыт? Что нам в этом поможет? Совместное с детьми создание и принятие правил. Продуманное пространство и достаточное количество свободного времени, возможность продолжать начатое дело. После этого возникает следующий вопрос: куда все это творчество «девать» в таком количестве? Существует масса способов, как и где это оформить: коллажи, проектные альбомы, портфолио, индивидуальные папки, сетки, ширмы, веревки, дверцы шкафчиков, поверхность дверей и мн.
Еще некоторых педагогов смущает тема: на сколько эстетично. И мы, порой ведем себя не совсем компетентно, решая чьей работе висеть на выставке, отговариваясь, что работ слишком много, а на этих какие-то непонятные «каляки-маляки» и т.п. Как поступать в данном случае? Обратиться к нормативно-правовой базе ФГОС и ФОП и учитывать принципы:
- «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».
При этом, согласно ФОП «формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов». Соответственно, педагог волен в выборе, но стоит помнить и о правах ребенка. Он должен чутко реагировать на «голос ребенка», его «следы», так как эстетика взрослого детям не близка. Следовательно, когда мы не учитываем мнение и интересыдетей, то и не выполняем требования ФГОС и ФОП.
Из всего выше сказанного можно предложить также несколько ходов к решению:
  1. Распределить в пространстве группы центры активности с привлекательными материалами и наполнением, что позволит детям разойтись и объединиться по интересам.
  2. Обеспечить наличие разнообразных материалов для творчества.
  3. При возможности посетить с детьми музей или галерею. После чего показать детям способ оформления работы (рама, паспорту, подпись).
  4. Знакомить детей с различными техниками и материалами для творчества. Так, например, из нескольких рисунков можно создать коллаж.
  5. Дать возможность оставлять свои работы, чтобы была возможность к ним вернуться и завершить, воплотить свой замысел.
  6. Ввести правило: сколько дней может висеть работа. Так появляется сменяемость экспозиций и большее количество детей сможет принять участие в ее оформлении при условии ограниченного пространства.
  7. Записать комментарий за ребенком, что дает картине зазвучать и увидеть смысл окружающим в «каляках-маляках» и получить ребенку признание.
  8. Создавать регулярные индивидуальные выставки.
  9. Организовывать вставки за пределами группы в общем пространстве. Например, через такие выставки презентовать свои проекты и обмениваться опытом с детьми из других групп.
Выставка к проекту «Первобытные люди» на веранде прогулочного участка
10.Ходить в гости в другие группы с подарками (рисунки, поделки), участвовать в социальных акциях (открытки к Дню Победы и др.).
11.Привлекать детей к оформлению пространства группы (сезонность, праздники, правила, схемы и т.д.).
Изготовление гирлянды «С новым годом»
Коллективная работа к проекту «Мир растений и насекомых» выполнена на обоях длиной 2 м.
  1. Обеспечить каждому ребенку индивидуальное место для хранения личных вещей. Это может быть коробка, контейнер, папка и т.п.
Таким образом, учитывая интересы детей, принимая их участие в организации среды, мы создаем условия для получения положительного опыта участия, совместного делания, даем возможность быть со-конструкторами траектории своего развития. Лорис Малагуцци говорил: «Взрослый для ребенка — не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя появляться и вовремя самоустраняться». Пространство должно быть открыто для ребенка, комфортно, с разнообразием материалов, призывающим к экспериментированию, исследованию и различным видам деятельности, эстетически привлекательным и интересным. В таком пространстве дети способны научится многому сами и друг у друга, сделать собственные открытия.
  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст] : методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова [и др. ; ред. Ю. В. Гукова] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральный ин-т развития образования. - Москва : Федеральный ин-т развития образования, 2014. - 95 с. : табл., цв. ил.; 29 см.; ISBN 978-5-85630-100-6
  2. Оценка качества дошкольной образовательной среды с помощью шкал ECERS-R / И. Б. Шиян, Т. Н. Леван, Т. В. Морозова, О. А. Шиян // Тенденции развития образования: кто и чему учит учителей : Материалы XIII Международной научно-практической конференции, Москва, 18–19 февраля 2016 года. – Москва: Издательство Дело, 2017. – С. 244-255. – EDN ZIQUXH.
  3. Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №2. – С. 16–31
  4. Современный детский сад. Каким он должен быть : книга для педагогов, методистов и руководителей дошкольных организаций : [0+] / А. К. Белолуцкая, Е. В. Воробьева, И. И. Воробьева [и др.] ; под редакцией О. А. Шиян. - Москва : МГПУ : Мозаика-Синтез, 2022. - 277, [2] с. : табл., цв. ил.; 24 см. - (Соответствует ФГОС).; ISBN 978-5-4315-2199-7
  5. Титце В. и др. Оценка и развитие качества дошкольного образования / Под ред. С. Фирникель [пер. с нем.] – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 208 с.
  6. Хармс Т., Крайер Д., Клиффорд Р.М. ECERS-3. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. – М.: Национальное образование, 2019. – 112 с.
  7. Шиян, О. А. Шкалы ECERS как инструмент оценки дошкольной образовательной среды детского сада / О. А. Шиян // Тенденции развития образования: Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра : материалы XII Международной научно-практической конференции, Москва, 19–20 февраля 2017 года. – Москва: Издательство Дело, 2016. – С. 119-127. – EDN ZUAEWX.
  8. Шкала оценки качества психолого-педагогических условий для развития игры в детском саду (ПДИ). Для работы с детьми от 3 до 7 лет. Дополнение к шкалам ECERS-3. ФГОС ФОП / Воробьева И. И., Ле-ван Т. Н., Логинова Л., Холодова О. Л., Шиян И. Б., ШиянО. А., Якшина А. Н. - Москва : Мозаика-Синтез, 2024. - 48, с.; ISBN 9785431542213
  9. Шкала оценки условий для развития творческих способностей в детском саду (РТС) :дополнение к шкалам ECERS-3 : для работы с детьми от 3 до 7 лет : [0+] / Шиян И. Б., Белолуцкая А. К., Воробьева И. И. [и др.]. - Москва : Мозаика-Синтез, 2024. - 43, [2] с. : цв. ил.; 21x30 см. - (Соответствует ФОП) (От рождения до школы) (Соответствует ФГОС и ФОП ДО).; ISBN 978-5-4315-4006-6
2024-09-12 12:26 Методические статьи