Блог

«Сложно представить свою деятельность без “Бабашек”»: кейс Vnukovo International School

Ольга Михайловна Жукова и#nbsp;Ольга Александровна Булулукова были одними из#nbsp;первых педагогов в#nbsp;России, кто начал работать с#nbsp;конструктором «Бабашки». Сейчас Ольга Михайловна руководит дошкольным отделением во#nbsp;Vnukovo International School, а#nbsp;Ольга Александровна работает там методистом.

В#nbsp;интервью коллеги рассказали, как организовали занятия с#nbsp;«Бабашками», и#nbsp;дали советы педагогам, которые только начинают работу с#nbsp;центром конструирования.

Скажите, как вы узнали об оборудовании «Бабашки»?

Ольга Александровна: Мы#nbsp;начали работать с#nbsp;конструктором ещё в#nbsp;2014 году в#nbsp;«Хорошколе». Тогда у#nbsp;него даже не#nbsp;было названия.

В#nbsp;2015 году к#nbsp;нам приезжали Джейн Кларк и#nbsp;Анна Кегелес из#nbsp;City and Country School. Они рассказывали, как работают с#nbsp;конструктором в#nbsp;американской школе, как используют его в#nbsp;повседневной жизни и#nbsp;на#nbsp;уроках математики, географии и#nbsp;истории, решая не#nbsp;только образовательные задачи, но#nbsp;также способствуя становлению личности человека и#nbsp;развитию его социально-коммуникативных качеств. Это привлекло внимание Сергея Владимировича Плахотникова, который был директором «Хорошколы» в#nbsp;то#nbsp;время.
Мы#nbsp;начали осваивать возможности конструктора. Педагогические методики и#nbsp;приёмы рождались в#nbsp;процессе работы с#nbsp;детьми и#nbsp;были основаны на#nbsp;их#nbsp;опыте.

Получается, вы тоже участвовали в#nbsp;разработке методик?

Ольга Михайловна: Можно сказать, что#nbsp;да. У#nbsp;нас появился деревянный конструктор в#nbsp;группах, и#nbsp;стал нарабатываться опыт работы с#nbsp;ним, который шёл в#nbsp;большей степени из#nbsp;наблюдения за#nbsp;детьми. Мы#nbsp;обсуждали с#nbsp;педагогами, как дети используют конструктор, о#nbsp;чём говорят во#nbsp;время строительства. Это помогало увидеть и#nbsp;правильно поддержать детскую инициативу.

Как дальше складывался ваш опыт с#nbsp;«Бабашками»?

Ольга Михайловна: Vnukovo International School#nbsp;— наше второе место работы после «Хорошколы». И#nbsp;так сложилось, что предложение приобрести конструктор «Бабашки» всегда поддерживалось. Нам уже сложно представить свою образовательную деятельность без «Бабашек», зная, как много ценного происходит благодаря работе с#nbsp;этим конструктором. Возможно, это потому, что мы#nbsp;вместе с#nbsp;Сергеем Владимировичем и#nbsp;со#nbsp;всем коллективом стояли у#nbsp;истоков.

Мы#nbsp;очень благодарны, что руководство Vnukovo International School поддерживает нас. Четыре года назад школа закупила большой набор «Бабашек» в#nbsp;подготовительную группу, а#nbsp;позже приобрела конструктор во#nbsp;все группы дошкольного отделения, где занимаются дети от#nbsp;трёх до#nbsp;семи лет. Сейчас мы#nbsp;активно продвигаем «Бабашки» в#nbsp;начальную школу, потому что дети их#nbsp;очень любят. А#nbsp;ещё потому что есть много задач, приёмов, которые дети могут освоить, став старше, например, работу со#nbsp;схемами.
В#nbsp;подготовительной группе конструктор#nbsp;— это материал, который широко используется как на#nbsp;занятиях, так и#nbsp;в#nbsp;свободной деятельности. Если педагог не#nbsp;знаком с#nbsp;методикой использования этого конструктора, можно дать детям возможность свободно строить и#nbsp;наблюдать. Это первый уровень. Чтобы усложнить задачу и#nbsp;шире увидеть возможность конструирования, воспитателю надо уметь не#nbsp;только наблюдать, но#nbsp;и#nbsp;понимать, что с#nbsp;ребёнком происходит важного в#nbsp;момент задумки и#nbsp;самого процесса конструирования, как можно усложнить задачу, как обогатить представления детей об#nbsp;архитектуре и#nbsp;многое другое.

Чтобы воспитатели осознанно использовали данный ресурс, мы#nbsp;стали отправлять их#nbsp;на#nbsp;обучение методикам пространственного моделирования. Очень удобно, что есть онлайн-программы, которые позволяют обучаться без отрыва от#nbsp;работы, и#nbsp;что можно сразу применять новые знания на#nbsp;деле с#nbsp;детьми.

Как вы проводите занятия с#nbsp;«Бабашками»?

Ольга Александровна: У#nbsp;нас в#nbsp;расписании стоит один час организованной деятельности с#nbsp;конструктором в#nbsp;неделю, а#nbsp;в#nbsp;свободное время дети строят каждый день.

Я#nbsp;сохраняю в#nbsp;своей работе традиции, которые мы#nbsp;разработали с#nbsp;коллегами из#nbsp;«Хорошколы», корректируя их#nbsp;в#nbsp;зависимости от#nbsp;собственной практики и#nbsp;замыслов. На#nbsp;занятиях мы#nbsp;с#nbsp;детьми знакомимся с#nbsp;различными объектами, обсуждаем, кто что о#nbsp;них знает, обмениваемся информацией друг с#nbsp;другом. Знакомство можем начать с#nbsp;просмотра видео, с#nbsp;чтения текста, рассматривания предмета или иллюстраций. В#nbsp;процессе рассуждений ребята вместе находят ответы на#nbsp;вопросы, ставят новые задачи, взаимно обогащаются опытом и#nbsp;знаниями.
Строительство чаще всего происходит в#nbsp;компаниях. Дети объединяются в#nbsp;мини-группы по#nbsp;три-пять человек. Каждая компания придумывает себе имя, и#nbsp;в#nbsp;зависимости от#nbsp;задачи дети приступают к#nbsp;совместной стройке. Это может быть работа по#nbsp;заданным условиям, по#nbsp;своему замыслу или восприятию, по#nbsp;изображению, по#nbsp;тексту, по#nbsp;рисунку и#nbsp;т.#nbsp;д.

После того, как время на#nbsp;постройку закончилось и#nbsp;компании убрали лишние детали, мы#nbsp;всегда ходим в#nbsp;гости друг к#nbsp;другу. Все встают и#nbsp;идут к#nbsp;компании «Бабочки», например, а#nbsp;хозяева показывают и#nbsp;рассказывают о#nbsp;своей постройке, отвечают на#nbsp;вопросы.

Мы#nbsp;стремимся, чтобы дети ходили в#nbsp;гости не#nbsp;только внутри группы, но#nbsp;и#nbsp;между группами. Этот обмен идеями и#nbsp;опытом очень ценен. Например, в#nbsp;прошлом году подготовительная группа построила огромный Колизей. В#nbsp;него можно было зайти внутрь вшестером и#nbsp;там посидеть. Другие группы детского сада приходили посмотреть, а#nbsp;потом стали возводить Колизей у#nbsp;себя.
Традиция ходить в#nbsp;гости сохраняется на#nbsp;других занятиях и#nbsp;переходит в#nbsp;естественную среду. Как-то мы#nbsp;строили с#nbsp;ребятами «Титаник», а#nbsp;один мальчик предпочёл отдельно строить замок из#nbsp;«Майнкрафта». Он#nbsp;постоянно подходил к#nbsp;другим детям и#nbsp;спрашивал: «А#nbsp;вы в#nbsp;гости придёте?»

И#nbsp;я#nbsp;понимаю, что вся еженедельная работа, урочные ритуалы и#nbsp;привычки приняты детьми. Они сами поддерживают эти правила в#nbsp;естественной среде. Это переходит в#nbsp;свободную деятельность, а#nbsp;там уже всё зависит от#nbsp;взрослого, от#nbsp;его поддержки, интуиции и#nbsp;критического мышления.
Ольга Михайловна: Я#nbsp;хочу сделать акцент на#nbsp;том, что занятия с#nbsp;«Бабашками» помогают сформировать у#nbsp;детей качества и#nbsp;навыки, которые важны в#nbsp;жизни и#nbsp;дальнейшем обучении и#nbsp;выходят за#nbsp;рамки только конструирования. Например, умение выслушать, задавать вопросы, интересоваться тем, что делают другие. Дети получают признание коллектива. При работе с#nbsp;«Бабашками» это происходит естественно и#nbsp;влияет на#nbsp;самооценку ребёнка, помогает быть увереннее и#nbsp;смелее в#nbsp;любой другой деятельности.

Например, есть мальчик, Стас, который создаёт необычные дома и#nbsp;замки. Он#nbsp;любит звать в#nbsp;гости и#nbsp;рассказывать о#nbsp;своих сооружениях. Его постройки почти всегда симметричные, ровные, устойчивые. Дети, да#nbsp;и#nbsp;взрослые тоже, это замечают и#nbsp;восторгаются. Во#nbsp;время общей постройки ребята прислушиваются к#nbsp;Стасу, интересуются, как он#nbsp;выполнил тот или иной элемент, задают вопросы. Одногруппники знают, что Стас классно строит, и#nbsp;хотят учиться у#nbsp;него или строить вместе. Признание результата своего труда, реализованной идеи важно для ребёнка. Метод гостевания с#nbsp;самопрезентацией и#nbsp;задаванием вопросов создает возможность для такого признания.
Ольга Александровна: Часто бывают ситуации, когда один ребёнок начинает строить что-то своё, например, вертолёт, а#nbsp;второй вдохновляется идеей, и#nbsp;начинается игра. Я#nbsp;говорю: «О, у#nbsp;вас уже целая вертолётная станция здесь!» Задаю вопросы, и#nbsp;игра развивается дальше. Другие дети слышат эти разговоры и#nbsp;вовлекаются, начинают строить свои вертолёты.
Очень важно, чтобы конструктора было много. Детям нравится большое количество деталей. Они любят строить масштабные вещи. Это вызывает у#nbsp;них восторг и#nbsp;радость. Ребята становятся на#nbsp;стул, чтобы поставить наверх последние детали, и#nbsp;всей группой следят, упадёт или не#nbsp;упадёт.
Ольга Михайловна: Вообще, Сергей Владимирович часто повторяет, что одно из#nbsp;обязательных условий#nbsp;— избыточность материала. Если чего-то не#nbsp;хватает, это тормозит творческий полёт детей.

Как дети относятся к#nbsp;конструктору «Бабашки»?

Ольга Александровна: В#nbsp;большей степени с#nbsp;интересом и#nbsp;исследовательским азартом. Он#nbsp;позволяет реализовывать самые разнообразные идеи. Иногда детям достаточно одной детали, а#nbsp;порой они используют всё до#nbsp;последней бабашки. У#nbsp;нас есть разные конструкторы, и#nbsp;когда у#nbsp;ребят появляется свободное время для игры, они чаще выбирают «Бабашки». Это, на#nbsp;мой взгляд, основной показатель их#nbsp;отношения к#nbsp;нему.

В#nbsp;начале года мы#nbsp;часто строили из#nbsp;маленьких кирпичиков конструктора «БрикНик» на#nbsp;столе, потом переходили к#nbsp;«Бабашкам». Дети изучили возможности обоих конструкторов, и#nbsp;сейчас объединяют материалы в#nbsp;одной игре: строят из#nbsp;«Бабашек», а#nbsp;для украшений и#nbsp;мелких деталей используют конструктор «БрикНик».

Мальчики и девочки с одинаковым интересом вовлекаются в#nbsp;игру?

Ольга Александровна: Все дети разные, и#nbsp;в#nbsp;каждой группе ситуация отличается. В#nbsp;этом году мальчики больше строят, чем девочки, а#nbsp;в#nbsp;прошлом строили и#nbsp;девочки, и#nbsp;мальчики.

А что вам сейчас интересно в#nbsp;пространственном моделировании?

Ольга Михайловна: Есть история, которую мы#nbsp;ещё не#nbsp;полностью раскрыли#nbsp;— это абрисы. У#nbsp;детей интуитивно пока не#nbsp;возникает желание взять их и#nbsp;в#nbsp;кого-то превратить. Мы#nbsp;специально планируем различные ситуации, чтобы дети захотели использовать абрисы для создания разных образов. Ребёнку нужна помощь взрослого, чтобы понять, что деревянный человечек может стать тем, кем он#nbsp;хочет. Это открытие и#nbsp;ресурс для творчества ещё ждёт детей.

Как вы храните конструктор?

Ольга Александровна: Мы#nbsp;приобрели два стеллажа в#nbsp;комплекте, поэтому блоки удобно складывать. В#nbsp;начале года мы#nbsp;договариваемся с#nbsp;детьми, как безопасно использовать «Бабашки», и#nbsp;постепенно вводим правила уборки. Обсуждаем, где какие детали будут храниться и#nbsp;как сделать так, чтобы конструктор было удобно убирать. Вместе с#nbsp;детьми складываем всё в#nbsp;стеллаж и#nbsp;фотографируем. Я#nbsp;распечатываю фото на#nbsp;листе формата А3 и#nbsp;вешаю его как образец.

Благодаря такой системе дети легко и#nbsp;без споров убирают за#nbsp;собой. Они с#nbsp;удовольствием играют: «Я#nbsp;— доставщик, я#nbsp;привожу детали на#nbsp;склад, а#nbsp;ты#nbsp;разгружаешь».

Есть дети, которые проявляют особую педантичность. Если другие ребята случайно положат детали не#nbsp;на#nbsp;свои места, они сразу это замечают и#nbsp;следят, чтобы всё хранилось как надо.

Есть ли у вас ещё какое-то оборудование «Бабашки»?

Ольга Михайловна: Да, у#nbsp;нас есть один физкультурный 3D-комплекс. Он#nbsp;расположен в#nbsp;зоне начальной школы, поэтому мы#nbsp;занимаемся на#nbsp;комплексе только на#nbsp;каникулах, когда к#nbsp;нему есть свободный доступ. Также в#nbsp;будущем хотим приобрести уличный мобильный комплекс.

Как происходит процесс закупки оборудования?

Ольга Михайловна: Наш менеджер Тамара Багаева регулярно присылает нам актуальные каталоги и#nbsp;информацию о#nbsp;новинках. Дальше делаем заказ. Все вопросы по#nbsp;документам и#nbsp;доставке решаются быстро через менеджера, с#nbsp;которым всегда на#nbsp;связи.

Как вы оцениваете стоимость оборудования?

Ольга Михайловна: Конечно, для учреждения это весомая сумма. Но#nbsp;мы#nbsp;понимаем, что конструктор из#nbsp;натурального дерева, экологичный, и#nbsp;на#nbsp;данный момент не#nbsp;имеет аналогов.

Материал при правильном хранении и#nbsp;использовании достаточно долговечный, и#nbsp;мы#nbsp;можем заниматься с#nbsp;«Бабашками» много лет, дополняя центр конструирования новыми элементами, которые появляются в#nbsp;компании. Дети любят этот конструктор, мы#nbsp;получаем развивающий результат, поэтому мне кажется, что стоимость вполне оправдана.

Какие советы вы можете дать педагогам, которые начинают работу с#nbsp;центром конструирования «Бабашки»?

Ольга Михайловна: Главное#nbsp;— не#nbsp;бояться брать конструктор в#nbsp;работу. Не#nbsp;думать, что если вы#nbsp;не#nbsp;владеете методикой, то#nbsp;нужно сначала всё изучить. Лучше дать конструктор детям как можно раньше, а#nbsp;дальше#nbsp;— наблюдать, что они с#nbsp;ним делают, познавать его ресурс и#nbsp;возможности вместе с#nbsp;детьми и#nbsp;коллегами.

Педагогу важно придавать ценность этой деятельности, обращать внимание детей на#nbsp;постройки. Это связано с#nbsp;признанием, о#nbsp;котором мы#nbsp;уже говорили.

Важно делиться с#nbsp;коллегами интересными подходами, приёмами, результатами наблюдений за#nbsp;детьми, гостевыми обменами между группами. И#nbsp;не#nbsp;забывать обогащать представления детей, рассматривая реальные здания, фотографии, энциклопедии по#nbsp;архитектуре.
Ольга Александровна: Дети любят рассказывать и#nbsp;хотят быть услышанными. Поэтому нужно запастись живым искренним интересом к#nbsp;тому, что они говорят и#nbsp;делают. Наберитесь терпения и#nbsp;слушайте, изучайте вместе что-то новое.

Бывает, дети интересуются такими вещами, с#nbsp;которыми вы#nbsp;и#nbsp;не сталкивались в#nbsp;жизни. Например, как устроен паровой двигатель. Я#nbsp;говорю: «Это интересно, давайте вместе изучим его и#nbsp;создадим макет такого двигателя?»

Важно обогащать впечатления детей и#nbsp;помогать развиваться с#nbsp;помощью конструктора. Учитесь наблюдать и#nbsp;старайтесь не#nbsp;вмешиваться активно в#nbsp;процесс, не#nbsp;перестраивайте созданное детьми, чтобы было «правильно». В «Бабашках» нет «правильно» и#nbsp;«неправильно», есть разные видения каждого из#nbsp;нас. И#nbsp;важно своим видением не#nbsp;нарушать представления ребёнка.

Сам конструктор «Бабашки» создаёт такую среду, где дети естественным путем начинают экспериментировать, строить, изучать его возможности. Взрослому важно поддержать ребёнка, при необходимости направлять и#nbsp;помогать ему, интересоваться тем, что он#nbsp;делает.
Если хотите узнать больше об#nbsp;оборудовании и#nbsp;получить каталог с#nbsp;ценами, оставьте заявку на#nbsp;консультацию со#nbsp;специалистом:

Оставить заявку
2023-08-09 10:43 Кейсы