Места уединения: почему они важны и как обеспечить их на практике?
Место для уединения в дошкольной группе предписано требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, но обширная личная практика наблюдений за образовательной средой в дошкольных группах позволяет сделать вывод, что часто этот компонент среды организован неправильно или вообще отсутствует.
Место для уединения – зона обособленной игры одного-двух детей или отдыха ребенка от коллективной активности во время бодрствования. Из этого следует, что
Для ребенка это место комфортно (там хочется находиться)
Для других детей есть знак не беспокоить желающего уединиться (правила, символы, поддержка взрослых)
Для ребенка это место безопасно (взрослые контролируют состояние ребенка в таком месте сообразно его возрасту)
Если обратиться к комментариям авторов известного международного инструмента оценки качества дошкольного образования, официально использовавшегося в исследованиях качества дошкольного образования по инициативе Рособрнадзора в 2016-2017 годах (Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS), то проясняются детали организации места для уединения:
Оно предназначено для восстановления психологического комфорта и спокойствия, для создания ощущения защищенности от вторжения в личное пространство, для отсутствия необходимости от конкуренции (за игрушки, за внимание и т.д.). При этом, в отличие от взрослых, дети могут даже на виду забывать о присутствии других людей, если их никто не беспокоит и не прерывает их игру. Поэтому для места уединения не обязательно организовывать непроницаемые взглядом и шумом барьеры.
Оно не обязательно должно быть снабжено мягкой мебелью и/или мягкими игрушками (это требование важно скорее для места для отдыха и комфорта), важнее возможность отделиться от группы детей и позаниматься чем-то обособленно.
Оно должно быть выбрано ребенком по собственному желанию, а не предложено воспитателем для паузы в чересчур активной игре расшалившихся воспитанников.
Возможность уединенной игры может быть обеспечена как в группе, так и на улице, но у ребенка должно быть достаточно времени для того, чтобы использовать эту возможность (не менее 1 часа в день, но оптимально 3,5-4 часа для программ полного дня)
Высокий уровень качества образовательной среды предполагает, что сотрудники ДОО специально обустроили вдали от шума и суеты такое отдельное место, понимая потребности детей (предполагается наличие физических границ); на базовом уровне качества допустимо, что особого места для уединения не организовано, но ребенок может использовать для этого любые подходящие пространства, а воспитатели не возвращают ребенка ко всей группе, не заставляют его делиться игрушками или играми, если он стремится обособленно поиграть.
Для типичной дошкольной группы с наполняемостью более 15 человек проблема обеспечения потребности ребенка в уединении обозначается особенно явственно. Дети вынуждены в течение всего дня находиться в тесном помещении или на переполненной прогулочной площадке, это приводит к постоянному физическому и коммуникативному контакту, что перегружает нервную систему ребенка. К тому же дошкольнику все еще трудно сконцентрироваться на каком-либо деле, поэтому естественная потребность к познанию, изучению мира ведет за собой необходимость полного погружения в деятельность. Вместе с этим не стоит забывать про становление у ребенка границ (физических и личностных), для этого также важно иметь опыт уединения, погружения в себя, созерцания окружающего мира «из укрытия».
Примеры мест для уединения:
- коврик для индивидуальной деятельности, который используется в Монтессори-группах,
- стол для спокойных игр или ИЗО-деятельности с одним-двумя стульями,
- индивидуальный мольберт,
- стол для занятий с песком-водой,
- уголок для чтения с уютной мебелью, располагающей уединиться с книгой,
- обособленное место для игры в кукольный домик, ферму, для игры с маленькими фигурками животных,
- компьютерный стол,
- тент или палатка с полупрозрачными стенами или большими отверстиями для обзора,
- полупрозрачный балдахин.
Все эти места для уединения работают только тогда, когда они находятся не на проходе, не рядом с местом активных игр (например, центром ролевых игр, зоной строительства, театрализации и т.п.).
Следует сказать, что все эти примеры предполагают наличие в группе правил, обеспечивающих невторжение других детей в занятие ребенка в месте для уединения. Невторжение означает не только соблюдение очередности или лимита на количество детей в данном месте, но и отсутствие наблюдателей, которые «стоят над душой» (как взрослых, так и детей).
Очевидно, что воспитанники могут изредка забывать эти правила, а роль воспитателя – восстанавливать их действие ненасильственными методами. Если же правила не работают, даже если в группе специально оборудовано место для уединения, его нельзя считать приемлемым (такое отношение к потребности ребенка уединиться демонстрирует непонимание взрослыми важности умиротворения и сосредоточения в границах личного пространства). Если место для уединения не обеспечивает контроль за безопасностью ребенка сообразно его возрасту, то оно также не может считаться удобным для использования.
Косвенным показателем невнимания взрослых к потребности ребенка поиграть в одиночестве являются ссоры детей из-за игрушек или партнерства в играх. Если такое наблюдается (даже при наличии места для уединения), то это свидетельствует об игнорировании ценности личного пространства, формальности правил для подобных мест (если они вообще есть).
И наоборот, если в группе наблюдается добровольное равномерное распределение детей по разным зонам, и ребенок спокойно реагирует, если какой-то центр, где он хотел бы поиграть, пока занят, то это может быть одним из признаков уважения к личному пространству в укладе группы.
Пространство для уединения может быть самостоятельным сооружением ребенка!
Для этого необходимо в группе иметь достаточно неструктурированного полифункционального материала, который может транформироваться в "домик" или "укрытие".
Примеры полифункциональных материалов, которые полезно иметь в группе:
Если такой материал есть в вашей группе, детям не составит труда найти укромный уголок.
Что важно сделать? 🔹 Подать детям идею: «Вам можно трансформировать пространство подобным образом».
🔹 Иметь в открытом доступе материал, из которого можно соорудить подобную постройку: картонную коробку, покрывало, мягкий модуль и т. д.