Деревянный мобильный физкультурный комплекс, кажется, что его использовать можно только на прогулке, ведь он такой большой, и мы привыкли, что дети активно двигаются, находясь на улице. Сегодня мы расскажем, как педагоги используют ДМФК и когда и почему переносят его в спортивный зал, в группы. Узнаем, как влияет на развитие детей такое всесезонное использование ДМФК.
«Уже в течение нескольких лет веду работу с уличным ростовым конструктором от компании «Бабашки». В этом году у меня и у детей новый опыт: мы принесли ДМФК в группу. Расскажу, с чего всё началось.
В декабре 2023 года мы с руководством детского сада решили поменять среду группы и наполнить её в большей степени полифункциональным материалом. Нам важно, чтобы наши дети играли, чтобы развивалась активно спонтанная игра. Поэтому в нашей группе нет игрушек — кукол, машинок, посудки. Есть в большом объёме полифункциональный материал: шишки, камушки, ткани разных размеров, деревянные спилы, палочки от мороженого. И, конечно, два набора для моделирования «Бабашки» и абрисы. На прогулочной площадке к полифункциональному материалу ещё добавили ДМФК, который дети используют и для двигательной активности, и как материал для постройки, игры, и для личностного развития».
«Так как погода в зимний период не даёт возможности активно работать детям на открытой площадке, мы, уличный ростовой конструктор, занесли в группу. Ребята моей группы эту идею с Комплексом приняли с восторгом. У нас не бывает ни дня без построек. Ребята строят различные полосы препятствия, игровые площадки, дома, используют их и совместно с бабашками. Также Комплекс задействован и в проектной работе: „Пожарная часть“, „Балансир“, „Зимние забавы“, „Транспорт“. Комплекс помог детям в реализации их идей, за счёт обогащения вариативности среды. А нам, педагогам, в развитии детей, в решении педагогических задач».
«Прежде чем пойти на высоту, далеко от педагога, мне важно, чтобы дети могли себя удерживать здесь, конкретно, у меня на полу, около меня, и только потом я могу в логике удаления постепенно от них уходить. Но только когда я уверена в детях. И тогда наша прогулка, наш процесс, наша любая деятельность становится безопасной».
«Начнём с игровых команд. Проверяем, может ли остановиться — замереть. А вот уже более сложное задание, состоящее из нескольких условий: после команды «пожалуйста» нужно дотронуться правым ушком до стены, дойти пауком до матов, вернуться прыжками на 1 ноге и пожать приятному человеку руку. Наблюдаем за удержанием задачи, воздерживаемся от нотаций во время исполнения. В заключение предлагаем поднять правую пятку вверх. Смотрим, кто вспомнил про ушко в начале задания? Далее, помашите рукой тому приятному человеку, которому пожали руку. Так, мы тренируем память и взгляд в себя. Работа с саморегуляцией развивается, когда я отвечаю сам себе на вопрос, сделал ли я это и как? Очень важное правило — я фокусируюсь на то, что у детей получилось, даже если это маленький кусочек. Дети любят присоединяться к тому, кого хвалят — о, Егора похвалили, хочу, чтобы меня тоже похвалили.
Если ребёнок справляется, мы можем быть уверены, что в ситуации риска мы сможем общаться с ребёнком. Учим соотносить ребёнка, свои возможности с возникающими препятствиями. Для этого играем в игры, где речь является регулирующей. Что это значит? Выбираем упражнения на полу, где ребёнок может попросить увеличить/снизить скорость, или поднять, опустить препятствие. Например, прыжки через верёвочку, которую крутят взрослые. Можно быстро, а можно высоко. Ребенок оценивает свои возможности, подстраивает темп под себя, буквально используя слова: верёвочка, крутись медленнее (тише, ниже). Такой приём предоставляет детям возможность выбрать уровень сложности себе по плечу, научаясь адекватно их оценивать. Работа на полу, готовит детей к разумному риску, а педагогам помогает решать задачи безопасности».
«У нас ДМФК не стоит в одной группе. Мы комплект поделили на несколько групп. У малышей есть стремянка, трап. В других — октаэдр, стремянка, козлы, лестницы. Главной задачей использование в зимний период ДМФК в группах детского сада, это сохранений актуального уровня работы в сложном пространстве. И тут мы, конечно, перекликаемся в целях и ценностях с педагогами из Альметьевска.
Ещё нам важно, чтобы дети не забывали, какой вес у этого оборудования, какую стремянку, какую лестницу нужно нести вдвоём, а что можно и одному. Это развивает у детей проприоцепцию — ощущение своего тела и его возможностей, что очень важно для развития детей раннего возраста.»