В пространственном моделировании одной из форм является моделирование по тексту, то есть через пространственное моделирование реконструируется текст. Это очень трудоёмкий процесс. Педагог, работая с трёхлетними детьми, создаёт сцену и персонажей литературного произведения на глазах у детей. Строительство по тексту — это один из вариантов трактовки текста, возможность его восстановить или реконструировать, но через объём, в соответствии с возникшим замыслом. Это своего рода полнота картины разворачивающегося действия.
В процессе обсуждения дети вспоминают персонажей и объекты, упомянутые в тексте, которые будут нужны. Педагог схематично зарисовывает и записывает или, как вариант, создаёт с детьми карту на основе детских советов.

Некоторые дети по желанию участвуют в создании и оказывают посильную помощь. Для кого-то это становится зоной ближайшего развития. Нами неоднократно наблюдалось, как-то или иное действие педагога заинтересовывало ребёнка, и тот старался совершить его самостоятельно — создать персонаж, украшение, что-то нарисовать, построить.

Пространственное моделирование в режиссёрской игре выступает как важная составляющая этого процесса и несёт функцию опоры для игрового действия, а также и для самостоятельного преобразования предметно-пространственной среды в процессе обыгрывания. Когда обустройство «сценической площадки» закончено, моделирование переходит в режиссёрскую игру. Ребёнок возвращается и обращается к тексту не только во время строительства, но и во время игры. Детям приходится планировать свою деятельность, договариваться друг с другом, выбирать необходимые материалы, распределять обязанности и роли. Происходит оживление персонажей и введение их в сюжетное действие. Дети «проигрывают» текст. Кто-то своими словами, кто-то вспоминает дословно цитаты.
Свободное проживание текста в игре, с одной стороны, поддерживает интерес к произведению, а, с другой, даёт возможность осуществлять свою творческую деятельность. Игра для себя, не на зрителя, придаёт особую живость всему происходящему. Часто, играя для себя, дети больше импровизируют. Опираясь на знакомый текст, детям легче выстроить диалог, наладить игровое взаимодействие между участниками. Иногда для детей это служит только пусковым механизмом, и они от предлагаемой модели уходят и продолжают разворачивать свой сюжет за её пределами. Сценографическая модель не является чем-то неприкосновенным, ребёнок может достраивать, перестраивать, вносить собственные атрибуты, вводить свои персонажи в соответствии с собственным замыслом.
Свободное проживание текста в игре, с одной стороны, поддерживает интерес к произведению, а, с другой, даёт возможность осуществлять свою творческую деятельность. Игра для себя, не на зрителя, придаёт особую живость всему происходящему. Часто, играя для себя, дети больше импровизируют. Опираясь на знакомый текст, детям легче выстроить диалог, наладить игровое взаимодействие между участниками. Иногда для детей это служит только пусковым механизмом, и они от предлагаемой модели уходят и продолжают разворачивать свой сюжет за её пределами. Сценографическая модель не является чем-то неприкосновенным, ребёнок может достраивать, перестраивать, вносить собственные атрибуты, вводить свои персонажи в соответствии с собственным замыслом.

Эта модель помогает собрать вокруг себя заинтересованных. Совместная игра — это не только возможность создать радостное настроение, укрепить отношения и взаимопонимание между участниками, но и способ совершенствовать саморегуляцию, коммуникативные и речевые навыки детей.

Придумывание историй, как самостоятельное задание, часто вызывает затруднение у детей, особенно младшего возраста. Для детей это не является ценным, цель такого занятия непонятна. Но когда это рассказывание является чем-то интересным и увлекательным, то ситуация меняется. Подобное сочинительство становится значимым, нужным и приобретает смысл. Взрослый не подсказывает пути решения, не придумывает за детей. Он даёт возможность детям проявить себя, свой опыт и накопить его через собственное осмысление и действие. Литературное произведение лишь вначале задаёт некоторые рамки, а дети в процессе обыгрывания импровизируют, выражают собственное понимание. Выстраивают ход событий, чтобы понять мир и создать свой собственный и иметь контроль над этим миром.
Через игру ребёнок превращает свой опыт в историю, осмысливает его. У ребёнка не складывается стереотипных игровых действий. Появляется вариативность поведения персонажей. Через них он и знакомится со спектром чувств и эмоций, научается их различать и изображать. Игра становится более выразительной. Важно видеть уровень и потенциал развития игры, сопровождать и транслировать идеальную форму игры, создавать необходимые условия для этого.
Через игру ребёнок превращает свой опыт в историю, осмысливает его. У ребёнка не складывается стереотипных игровых действий. Появляется вариативность поведения персонажей. Через них он и знакомится со спектром чувств и эмоций, научается их различать и изображать. Игра становится более выразительной. Важно видеть уровень и потенциал развития игры, сопровождать и транслировать идеальную форму игры, создавать необходимые условия для этого.

Обогащение среды материалами по прочитанным сказкам и обсуждение с детьми этих материалов становится опорой младших дошкольников в сценографии сказок как первого шага к развитию режиссёрской игры и театрализованной деятельности.

Создание игрового пространства с помощью полифункциональных материалов (конструктора) по знакомым сказкам и игра взрослого в этом пространстве способствует переходу от предметной деятельности детей к их режиссёрской игре, переходу от индивидуальной режиссёрской игры к режиссёрской игре малыми группами.
Работа с текстом и создание игровых миров являются возможными механизмами запуска спонтанной режиссёрской игры детей — когда ребёнок от знакомого сюжета сказки переходит к импровизации и созданию собственных сюжетов с фигурками сказочных персонажей.
Работа с текстом и создание игровых миров являются возможными механизмами запуска спонтанной режиссёрской игры детей — когда ребёнок от знакомого сюжета сказки переходит к импровизации и созданию собственных сюжетов с фигурками сказочных персонажей.