Безопасное и экологичное оборудование для детей: соответствует ФОП и ФГОС, развивает культурные привычки и утверждает самоценность детства.
Блог

«С помощью набора “Соты” мы закрыли множество детских потребностей»: опыт клуб-сада «Воздух»

Мы провели интервью с педагогами загородного клуб-сада «Территория детства "Воздух"»: Евгенией Седякиной и Екатериной Смирновой, а также основателем и руководителем — Марией Левицкой.

Они приобрели ростовой игровой набор «Соты» и поделились впечатлениями о ценности продукта, способах его внедрения и реакции детей.

Как вы познакомились с оборудованием «Бабашки»?

Мария: В прошлом году мы с коллегами были на фестивале детских садов. Я оказалась на круглом столе, где шла дискуссия про диалог с ребёнком, там же присутствовал Сергей Плахотников, который был активным участником данного обсуждения, чем и заинтересовал меня. Так я познакомилась с «Бабашками». Почитала о компании и поняла, что мне откликается. Тем более, что мы готовились к открытию нашего пространства для детей, рассматривали разные варианты оснащения детских садов.
Я заказала центр конструирования «Бабашки» почти сразу после этого фестиваля. Тогда ещё шёл ремонт в доме и не было ничего, кроме бабашек. Приобретение «Сот» было под вопросом, так как он был заявлен, как уличный комплекс, а мне виделось использование его в помещении.
Перед официальным открытием был составлен образовательный план, которому мы собирались следовать в течение года, но после адаптационного месяца поняли, что не хватает командного взаимодействия. Под эти цели идеально подходил набор «Соты».
Евгения: Важная составляющая нашего сада — забота о психологическом состоянии детей. Речь про внутренние качества ребёнка, чтобы после детского сада он мог уверенно шагнуть в более взрослую жизнь и справиться со всеми трудностями, а также знать, куда обратиться за помощью. Таким образом мы растим личность, которая сможет не просто выжить, но и благополучно процветать в современном мире.
Мария: Наш подход про развитие внутренней опоры, про самоценность, про раскрытие потенциала каждого ребёнка. Мы стараемся подарить детям здоровое и счастливое детство, на сколько это может быть возможным и зависящим от нас.
Опираясь на потребности детей, мы предоставляем им возможность во всесторонней активности, именно поэтому набор «Соты» так гармонично вписался в нашу концепцию. Работая с ним, каждый ребёнок может проявить себя как исследователь и творец.

Почему вы приобрели игровой набор «Соты»?


Мария: Современная тенденция заключается в том, что большое количество родителей отдают своих детей на «развивашки», а на таких занятиях дети много сидят и мало двигаются. Мы не сторонники такого подхода, так как уверены, что мозг дошкольника развивается в движении.
Есть ещё одна тенденция, когда родители очень осознанно подходят к воспитанию, много разговаривают с детьми о чувствах, эмоциях, личных границах.
В совокупности или по отдельности эти подходы могут дать сильный разрыв между интеллектуальной и психоэмоциональной сферами, что и наблюдалось в нашей группе. Мы поняли, что нужно добавить как можно больше разнопланового движения и что-то объединяющее детей в команду. В результате покупка «Сот» была достаточно импульсивным, но необходимым решением.

Как вы внедряли комплекс, знакомили детей и педагогов с оборудованием?


Евгения: Слово «внедряли» — очень взрослое, которое накладывает ответственность и напряжение на этот процесс, который мы рассматривали с позиции игры. Дети знали, что к нам едет новый материал, и они уже были знакомы с «Бабашками». Мы рассказывали, что едут большие бабашки. Когда оборудование оказалось у нас, то интерес уже был подогрет. Мы вместе его распаковывали, потом вместе собирали в течение двух недель. У нас открылась столярная мастерская, в которой мы строили по одной-две конструкции каждый день. Ребята думали, как использовать то, что они уже создали. Потом они самостоятельно мастерили и применяли постройки в игре. И внедрения, как такового, не было.

Екатерина: Оглядываясь назад, я вижу большую разницу между использованием «Сот» в начале и сейчас. Сначала дети их собирали: крутили шуруповёртом, потом ручными инструментами. Долго не подходили к собранным деталям, обдумывая, что с ними делать, как сдвинуть их с места, куда класть.
Потом ребята начали пробовать строить, вначале часто обращались за помощью. Постепенно дети начали осознавать свойства оборудования. И это была определённая зона риска, потому что они не боялись, что комплекс может упасть, соскользнуть, задеть. Педагоги были сильно втянуты в процесс.

Изначально у ребёнка не было понимания, что он создал постройку сам; зафиксировал так, чтобы она не упала. Дети шли к этому постепенно. А сейчас даже 3-х летний ребёнок может пойти и взять большую лестницу. Он будет самостоятельно её нести, тащить, потому что уже чувствует свои силы и вес предмета. Он наслаждается процессом и часто говорит: «Я сам». Так и остальные дети заранее продумывают в голове, что они хотят сделать, делают это вместе или самостоятельно. Они научились пользоваться своим телом и языком. Это надо видеть! С декабря прогресс колоссальный.

Как у вас сейчас организованы занятия с комплексом?

Как часто дети используют его и в какой форме?

Мария: Мы решили оставить набор только для игры в помещении, потому что на улице достаточно развивающих объектов. И слово «занятие» не совсем подходит, потому что оборудование стало частью внутренней жизни сада и детей. Изменения происходят не только благодаря ему, он воспринимается в качестве инструмента.

Евгения: Я согласна с Марией. Это воспринимается нами, как часть повседневной деятельности. Например, в игре «понарошку» детям необходимо создать свою среду. Среда — это часть обучающего пространства. У нас нет определённого времени для обучения, всё проходит в формате игры и основывается на потребностях ребёнка.
Мы видим у него какую-то потребность и через эти процессы выстраиваем обучение. Среда — это часть обучения. Например, ребёнок строит дом. Мы не можем подвинуть стены здания, но ребёнок способен самостоятельно создать пространство, в котором ему будет комфортно играть. Также это могут быть дорога, лабиринт, стол подходящего размера, другая мебель — он создаёт что-то своё. И как это «своё» должно выражаться — ребёнок определяет сам. С помощью набора «Соты» он может не просто использовать стол, а сконструировать его нужного размера.

Раньше для создания домиков дети использовали много ткани. Недавно я наблюдала картину, как вокруг спортивного комплекса с горкой ребёнок хотел построить стены. И в этот раз он взял не ткань, а деревянные трапы, потому что они больше напоминают стены. У него была потребность построить дом, который похож на настоящий.
Также развивается физическая активность. Например, ребёнок строит полосу препятствий — это заметная деятельность. Но есть и то, что остаётся за кадром: как он берёт деталь комплекса, тратит силы на перенос и строит маршрут так, чтобы не столкнуться с другими детьми — это владение своим телом.
Развивается навык коммуникации, когда ребёнок обращается к другим детям и просит помочь или поучаствовать в игре. Он формирует собственное понимание безопасности без наставлений педагога.

Мы с коллегами говорим первоначальные слова о том, что это действительно может быть больно. Но мы не стоим над душой и не следим, как он тащит деталь. В начале был контроль и переживания, но потом дети научились понимать риски. Они сами осознали, без помощи педагогов, что деталь тяжелая, её можно уронить и сделать больно себе или другим. Я считаю, что это важный навык обучения. И это касается не только бабашек, а и любой другой игры, будущего ребёнка.

Екатерина: Если выделить основные способы использования «Сот», то первое — это разные полосы препятствий и лабиринты. Второе — это строительство домов/сооружений разных размеров и форм. Дома — базовая потребность детей. Третье — мебель: магазины и ярмарки, горки и опоры. Мебель «понарошку» — это, например, двухъярусные кровати, куда дети несут небольшие подушки и накрываются пледом. Или недавно провели ярмарку, для которой построили прилавки, а дети располагали на них свои товары.

Особенный пик сейчас приходится на вышки. «Соты» у нас используются в местах с мягким покрытием — ковриках, где дети строят разные постройки и прыгают с высоты на этот коврик или подушки подкладывают, чтобы приземление было ещё мягче. Они чувствуют потребность в преодолении себя, для них это очень важно.

Некоторые педагоги боятся использовать ростовой игровой набор «Соты», считая его не безопасным оборудованием. Был ли у вас такой страх?


Мария: Да, был. Сначала мы не понимали, как действовать. Я запрашивала методичку, чтобы понять: нормально ли то, что элементы комплекса шатаются. Мне ответили, что методички нет, поэтому наши педагоги начали самостоятельно изучать возможности комплекса.

Екатерина: Если говорить именно про октаэдры, то мы пробовали строить конструкцию в три яруса, но поняли, что если один из октаэдров немного сдвинуть, то рухнет вся постройка вместе с ребёнком. В данном случае невозможно сделать так, чтобы ребёнок контролировал эту ситуацию. В этой постройке есть множество моментов, которые от него не зависят. Два яруса ребята иногда строят, но педагог должен наблюдать за игрой и контролировать процесс, то есть момент неустойчивости присутствует. Если дети делают одноярусные постройки, беспокоиться не о чем. Они прекрасно чувствуют свои силы, передвигают элементы и лазают.

Евгения: Да, сначала и у детей был страх. Они не чувствовали уверенности, надёжности и безопасности конструкции. Даже первый ярус вызывал у них неуверенность. Но со временем и с опытом они стали взбираться на эти постройки и проверять их на прочность. Постепенно взращивали понимание, что можно делать на них, а что нельзя.
Если давать ребёнку возможность почувствовать, что он сам сидит или стоит, то в нём растёт уверенность. Дети сначала не прыгали с высоты, а сейчас даже 3-х летние малыши прыгают с октаэдров и знают, как сделать это правильно. Мы не давали инструкций по правильному прыжку, но на первых этапах поддерживали их и страховали. Потом дети начали делать это самостоятельно.
Ребята вместе с нами ощутили, что конструкции неустойчивы. Мы постоянно находились рядом и проверяли степень безопасности всех построек. Мы поняли, что трёхъярусные конструкции точно небезопасны. С двухэтажными мы можем оставить детей, но находимся недалеко и наблюдаем, чтобы вовремя оказаться рядом. И мы с педагогами всегда сопровождаем игру фразой: «Я рядом, я тебе помогу». Так дети чувствуют себя увереннее, зная, что их поддержат.

Это как с первыми шагами. Мы поддерживаем и направляем ребёнка, но не ходим за него. Когда он начинает ходить увереннее, то мы можем отдалиться, но всё равно продолжать наблюдать, чтобы ничего не случилось.

Екатерина: Это и есть методика знакомства с набором «Соты». То есть не нужно сразу прыгать или бежать с горы. Даже если на уровне земли дети проходят по трапам, это и есть постепенная адаптация к комплексу. Не нужно использовать сразу все элементы. Лестницу дети стали брать немного позже. Так можно отследить, как бабашки постепенно внедряются в жизнь.

Какие рекомендации вы дадите другим педагогам, которые только

начинают работу с набором «Соты» ?


Екатерина: В первую очередь нужно не бояться доверять детям и давать возможность им справляться самостоятельно. Не критиковать, не указывать, как делать; не навязывать своё видение и мнение. Педагог, который работает с этим комплексом — наблюдатель. Да, он понимает, что это зона риска, поэтому будет иногда сильнее включаться в процесс. Но он должен быть невидимой рукой, а не брать все манипуляции на себя.
Когда вы даёте детям свободу и возможность обратиться за помощью не только к педагогу, но и к его друзьям, тогда дети учатся организовывать игру и доверять своим силам. И решать конфликты продуктивно, как говорит Сергей Плахотников.

Евгения: Не ограничивать себя в каких-то рамках. Из комплекса можно не только мебель строить, но и множество других конструкций. Он очень многофункциональный. Не бойтесь отходить от привычных стандартов игры, чтобы получить новый опыт. И обязательно прислушивайтесь к детям, дайте им почувствовать свою ответственность.

Екатерина: Ещё хочется добавить, что благодаря мобильности комплекса игра может быть разной. У нас две уличных площадки, но мы уже понимаем их ограниченность в сравнении с набором «Соты», потому что дети уже не хотят скатываться с одной и той же горки. Им нравится строить свои, менять их и придумывать новые препятствия. Когда есть мобильное оборудование, и ты можешь сравнить его со стационарной площадкой, тогда понимаешь всю важность этих процессов. Ростовой набор «Соты» не надоедает детям и наделяет прогулку дополнительной продуктивностью. С помощью этого оборудования мы закрыли множество детских потребностей.

Если хотите узнать больше о ростовом игровом наборе «Соты» и получить каталог с ценами, оставьте заявку на консультацию со специалистом:

Оставить заявку
Кейсы