Безопасное и экологичное оборудование для детей: соответствует ФОП и ФГОС, развивает культурные привычки и утверждает самоценность детства.
Блог

Столярное дело в детском саду: обзор лучших практик

Автор статьи – Юлия Костина, методист компании "Бабашки"
Деревообработка с детьми – это уникальная практика, которая позволяет не только развивать у детей ручную умелость, но и решать ряд очень важных задач. В этой статье мы подробно рассмотрим все аспекты создания столярной мастерской в образовательном учреждении.

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ СТОЛЯРКА?

Обучаясь ручной деревообработке, ребенок постигает тонкости технологии, осваивает технику безопасности работы со сложными инструментами, развивает координацию, коммуникативные умения, саморегуляцию, логическое и техническое мышление, постигает дисциплину труда и в результате становится способен самостоятельно и успешно реализовывать разнообразные творческие проекты.

Сам процесс труда замечательно дисциплинирует, развивает концентрацию, критический подход к себе и своему результату, учит аккуратности и умению содержать своё рабочее место в порядке. Ребёнок испытывает удовольствие и радость от процесса взаимодействия с деревом и инструментами, от завершенной работы, которую ребенок выполнил самостоятельно, что положительно сказывается на развитии эмоциональной сферы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В СТОЛЯРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

При организации работы в столярной мастерской важно соблюдать общие принципы:

• продуктивный характер деятельности;

• сотрудничество детей и взрослых;

• использование исключительно ручного инструмента;

• индивидуальная траектория развития ребенка.

Организация столярной мастерской в учебном заведении зачастую требует больших вложений, потому что нужен комплект инструментов по количеству детей, верстаки, дерево, заготовки для изделий, помещение. А всё это стоит немалых денег. Для государственного образования организация столярной мастерской не всегда доступна, но можно воспользоваться возможностями грантов. Что касается частного образования, то для этого сегмента образовательной деятельности организация работы по деревообработке с детьми может существенно повысить привлекательность педагогической концепции и привлечь новых клиентов.

ЛУЧШИЕ ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТОЛЯРНЫХ МАСТЕРСКИХ

Для того чтобы лучше понять, как организовать эту работу, можно познакомиться с опытом разных образовательных учреждений.

Столярка есть в детском саду Тубельского. И это, пожалуй, основоположники такого направления работы с детьми дошкольного возраста. Столярную мастерскую в саду основал много лет назад Виктор Зеликович Выборный, которого все в саду и школе называли Папой Карло. Теперь столярку ведёт Екатерина Александровна Лукьянова, выпускница этой школы, мама троих девочек и воспитательница одной из групп детского сада. Помимо мастерской, в каждой группе оборудован столярный уголок, где дети в свободной деятельности могут работать с инструментами и деревом по собственной инициативе, повторяя, отрабатывая и совершенствуя те умения, которые они получают на организованных занятиях. В школе тоже есть столярная мастерская. Детский сад и школа поддерживают преемственность в этом направлении. И, кстати, это муниципальное образование. Хотя занятия по деревообработке относятся к платному дополнительному образованию, многие дети выбирают это направление для себя, а родители их поддерживают в этом выборе, потому что понимают значение работы в столярной мастерской для развития своих детей. Дети с удовольствием ходят на занятия и с нетерпением ждут следующего.
В Новой школе столярку ведёт Евгений Витальевич Воскресенский, методист этого направления компании «Бабашки», автор программы «Ручная деревообработка с детьми». Мастерская позволяет заниматься столярным делом с четырех лет и старше – вплоть до окончания школы. Но оптимальнее начинать с шести лет – дети младше слишком быстро устают и слишком увлекаются процессом. Это тоже полезно и нормально, но тогда не стоит рассчитывать на продуктивный характер деятельности – редко какие изделия дети смогут доделать до конца. Этому есть научное объяснение: для детей дошкольного возраста важен сам процесс, они получают удовольствие именно от этого, а уже позже, к 6-7 годам, становится важным достижение результата, завершённость процесса. Об этом писал ещё А.Н. Леонтьев, исследуя и описываю детскую игру как ведущий вид деятельности этого периода.

Основа рабочего пространства мастерской в Новой школе – эргономичный и функциональный верстак. Он должен быть устойчивым, подходящим по высоте, иметь надежные и удобные зажимные приспособления, позволяющие фиксировать разнообразные заготовки. Для детей разного роста предпочтительнее использовать высокие верстаки и подставки под ноги для младших детей.

Набор инструмента, необходимый детям для выполнения большинства столярных работ, невелик и помещается индивидуальными наборами на специальных фартуках-разделителях на верстаках. Такое расположение дисциплинирует детей, приучает к порядку и ответственности, позволяет им самостоятельно выбирать метод обработки и инструмент, исключает необходимость перемещаться по мастерской с инструментом.

Сам выбор инструмента и способов его подготовки проверен сперва педагогом, а затем длительной практикой занятий с детьми. Евгений говорит, что на рынке сейчас инструмента огромное разнообразие, но действительно удачного – такого, чтобы сочетал надежность, функциональность, удобство и при этом доступность, – единицы. Вот и приходится постоянно искать что-то подходящее именно для детей, закупать, пробовать, иногда – дорабатывать и решать, можно ли его взять в работу или искать дальше. Одним из таких удачных инструментов является стружок. Он прост в работе, но многофункционален, удобен и понятен детям, дети его с лёгкостью осваивают и используют, и им можно многое сделать по обработке заготовки. В опыте Новой школы практически не используется работа с молотком и гвоздями, только единичные операции, например, забить гвоздь, чтобы зафиксировать крышку коробочки. Сама работа с заготовкой в общей сложности не требует использования молотка и гвоздей. Евгений считает, что это вспомогательные инструменты для крепежа, если он требуется в изделии.
В Фениксе тоже есть столярная мастерская, для неё есть гибкая программа работы с детьми по деревообработке, опубликованная на официальном сайте. Ведёт это направление Белокопытова Яна Эдуардовна. Так как это достаточно молодое направление в Фениксе, Яна Эдуардовна осваивает его вместе с детьми и в большей степени работает от детского замысла. Многие родители записывают своих детей на столярку, руководствуясь желанием детей, поддерживая их выбор и образовательные запросы. Занятия организуются во вторую половину дня и относятся к дополнительному образованию. Для занятий есть специальное помещение - мастерская. Она разделена на две зоны: ИЗО и столярка. Столярка оснащена тремя верстаками, материалами и простыми инструментами, а также дополнительно есть оборудованные места в дошкольных группах и в классах школы, чтобы дети могли повторить в свободной деятельности то, чему они научились на занятиях.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

По ручной умелости и деревообработке Евгением Воскресенским разработана авторская программа, которая рассчитана на разные возраста и составлена от принципа развития навыка работы с деревом. Ценность программы заключается ещё и в том, что в ней представлены уникальные фотографии готовых изделий из опыта работы Евгения с детьми, методические рекомендации по их изготовлению на занятиях по столярному мастерству в детском саду и школе.
Главные цели и задачи мастерской – развивать способности ребенка, прежде всего в волевой сфере: напрягаться, сосредотачивать внимание, делать усилие ради значимого для ребенка результата.
Кроме этого, развиваются такие способности, как креативность (дети создают игрушки по своему замыслу), умение планировать свою деятельность, делать выбор, действовать по алгоритму. Актуальность столярки и ручной умелости в век цифры, роботов и точных станков неоспорима. В наше время даже среди взрослых людей популярны разные виды ручного труда. Тем более это значимо для детей. Вероятно, дело в том, что изделие выходит непосредственно из рук ребенка, он чувствует себя создателем. Есть дети, для которых важны тактильные ощущения: ошкуренное гладкое дерево воспринимается как теплое, живое.

Обучение детей работе с деревом, достаточно сложным материалом, затрагивает целый комплекс умений и знаний, которые формируются у детей на занятиях в столярной мастерской:

Социальные умения:

• Дети учатся просить о помощи взрослого или более компетентного ребёнка.

• Дети мастерят рядом друг с другом в течение необходимого им времени.

• Дети пользуются общими столярными инструментами, соблюдая очередность, порядок и бережное отношение к рабочему оборудованию и материалу.

• Дети проявляют интерес к изделиям других детей, копируют их.

• Дети могут в изделии другого ребенка назвать то, что получилось, выделить то, что нравится, не критиковать.

• Дети не доводят возникающие противоречия до позиционного конфликта.

• Дети могут создавать совместно одно изделие, состоящее из элементов, договариваясь по ходу дела.

• Дети могут детально проговаривать, что будут делать (в том числе и о том, что им для этого понадобится) и потом уже приступать к работе.

• Дети могут ходить друг к другу на мини-экскурсии, рассказывать о своих готовых изделиях, что положительно влияет на развитие речи, умение рассказать о своём продукте, умение задавать вопросы, выражать положительные отклики на продукт другого ребёнка.

Мыслительные операции и действия:

• Создание простых ритмов в изделиях.

• Создание симметрии в изделиях.

Техническое мышление:

• Умение разобраться в конструктиве, нарисовать, начертить и понять, как исполнить.

Проектное мышление:

• Умение соотнести образ результата со своими навыками, возможностями мастерской и спланировать шаги реализации.

Пространственное мышление:

• Зарисовывание пространственных моделей с натуры, смешивая проекции.

• Зарисовывание пространственных моделей с натуры с помощью трафаретов.

• Зарисовывание пространственных моделей с натуры в трех проекциях.

• Создание проектов будущих изделий с помощью трафаретов и без них.

Координация, произвольность поведения и саморегуляция:

• Умение координировать себя, когда тело слушается и выполняет то, что хочет голова.

• Умение организовывать и поддерживать красоту и порядок в окружающей обстановке.

• Умение быть аккуратным на завершающих этапах выполнения поделки при точной шлифовке, нанесении рисунка, масла.

• Умение соблюдать порядок в столярной мастерской и на рабочем пространстве (на верстаке), умение раскладывать инструменты на свои места.

• Соблюдение техники безопасности при работе со столярными инструментами.
Что касается техники безопасности и соблюдения правил работы в мастерской и с инструментами, то здесь тоже предусмотрена система работы в совместности с детьми. На первых этапах педагог знакомит детей с техникой безопасности, объясняет, что можно, что нельзя. Дети вовлекаются в процесс, им очень интересно и хочется работать в мастерской, поэтому правила соблюдают все дети. На стенах мастерской также есть правила – это тексты, которые дети постоянно видят. Правила написали взрослые: инструмент возвращай на место; хочешь узнать - спроси; нужна помощь - подойди к педагогу. Дети постарше могут их сами прочитать, а также прочитать тем, кто читать не умеет, по их просьбе или в ситуации, когда это надо озвучить.

КАКИЕ ВЫВОДЫ ДЕЛАЮТ ПРАКТИКИ?

У хороших практиков есть свой опыт работы и понимание, что происходит в столярке: прорастание хороших качеств, в том числе у «сложных» детей, у детей, которым не интересны статичные занятия. Также есть опыт работы с детьми с ОВЗ, когда ребёнок с особенностями в развитии (СДВГ, РАС) чётко приходит заняться своим делом. Он соблюдает правила, концентрируется, его поведение переходит в хорошую продуктивную активность, нет желания делать деструктивное, есть потребность культурно взаимодействовать, чтобы получилось задуманное в работе с деревом. То есть занятия в столярной мастерской дают ему возможность получить опыт и средства управления своим поведением, дают культурные формы взаимодействия с другими людьми.

Возможно, сам процесс организации работы по этому направлению в образовательном учреждении имеет некоторые сложности, но что касается заинтересованности родителей, то тут сложностей практически не возникает, так как многие взрослые и сами понимают значимость работы детей в столярном деле для их развития. К тому же дети, посещающие эти занятия, общаются в группе с другими детьми, делятся радостью, показывают свои поделки, изделия, что побуждает у других детей интерес и желание тоже участвовать в этом процессе, что также помогает родителям сделать выбор в пользу столярки.

В заключение хочется отметить, что это направление не теряет своей актуальности. Процесс взаимодействия с деревом, создание игрушек для себя, для своей игры, для общения и взаимодействия с другими детьми, для демонстрации своей компетентности и успешности, умение сделать сложный подарок или сложную игрушку своими руками, видеть, как из простого кусочка дерева получается задуманное, как реализуется замысел, испытывать преодоление в реализации этого замысла, - всё это даёт детям много дополнительного потенциала для гармоничного развития и для радости проживания своего детства. Созидание – одно из основных наслаждений в жизни человека. Организации работы по ручной деревообработке позволяет соприкоснуться ребёнку с созиданием уже в дошкольном возрасте.
Методические статьи