Блог

Проектная деятельность по пространственному моделированию с поддержкой детского интереса

Когда мы вышли на прогулку, у детей была неподдельная радость из-за выпавшего снега. Я расчищала от снега участок и предложила детям устроить «снегопад», набрав в лопату снега и подбросив его.

Дети с визгом забегали под это снежное облако. На одежде оставался снег. Одна из девочек сказала: «Ой, у меня снежинка на носу растаяла».

И мы стали рассматривать снежинки на одежде, но весь узор было сложно разглядеть. Кто-то из детей вспомнил, как мы рассматривали слизней с помощью микроскопа, и предложил взять снежинку в группу, чтобы изучить её.
Возникла дискуссия о том, что случится со снежинкой. Провели небольшой эксперимент: дышали на снег, клали его на ладошки. Решили в следующий раз взять микроскоп и посмотреть на снежинку.

В группе обсудили:
  • Что было интересно на прогулке?
  • Что заметили, когда рассматривали снег, снежинки?
  • Что хотели бы узнать о снежинках?

Проект «Снежинка»

Тема проекта: «Снежинка»
По доминирующей деятельности: исследовательско-творческий
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей ДОУ и воспитатель
По продолжительности: среднесрочный (3 недели)
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель: поддерживать детский интерес и впечатления, отображать их через речевую и продуктивную деятельности.

Задачи проекта:
  • вовлекать детей в совместную продуктивную деятельность;
  • обогащение речевого опыта;
  • развивать и совершенствовать ручные умения (рисовать, лепить, вырезать);
  • знакомить с нетрадиционными техниками рисования, лепки и выполнения аппликаций;
  • моделировать исследуемые объекты на основе полученного опыта с использованием полифункциональных материалов.

Планируемые результаты

Ребёнок способен:
  • устанавливать контакты, поддерживать разговор, сотрудничать со взрослыми и с детьми в предложенных формах работы;
  • формулировать свой интерес;
  • анализировать и комментировать свои действия, организовывать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);
  • задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта, присваивать полученную информацию (слушать, наблюдать, находить ответы на вопросы в среде).

Для воспитателя:
  • наблюдать за интересами детей, поддерживать и развивать тему на их основе;
  • через детский интерес решить педагогические задачи;
  • используя социо-игровые приемы, налаживать ровестнические отношения и микроклимат группы.

Этапы реализации

Подготовительный этап

  1. Изучение литературы: «Понимание грамотности. Книга первая. Условия успеха» Е. Е. Шулешко и «Настольная книга воспитателей» В. М. Букатова (помогут подобрать способы организации работы, есть конкретные приемы и примеры).
  2. Подбор иллюстраций, книг, журналов, дидактически-наглядного материала на тему «Снежинки», «Зима», «Снеговик», «Зимние забавы» и т. п.
  3. Подборка видео ряда на тему образования снежинок.
  4. Подготовка материалов для исследовательской и продуктивной деятельности.
  5. Создание тематической среды (с привлечением родителей).
Предметно пространственная среда

Центр строительства:
  • различный строительный материал
  • схемы узоров
  • неструктурированный материал
  • фотографии терема деда Мороза и Снегурочки

Центр науки и естествознания:
  • виды снежинок
  • фотографы снежинок
  • природные материалы (коллекция шишек, веточки хвойных деревьев)
  • весы, лупы, линейки
  • цветные стекла
  • образцы ткани холодных оттенков разной фактуры
  • альбом «Хвойные деревья»

Центр математики и манипулятивных игр:
  • Дидактические игры на классификацию по размеру, цвету, форме

Центр литературы и грамотности:
  • Книги: «Госпожа метелица», «Снегурочка», «Веселый Новый год», «Два мороза», «Зимовьё зверей»

Центр искусства:
  • раскраски, вата, ватные диски, манка, ватные палочки, трафареты, нарезной материал для аппликации, пайетки, схемы для рисования;
  • световой стол с кристаллами, ватными и счетными палочками;
  • кодоскоп.

Работа с воспоминаниями

Работа с воспоминаниями как возможность выявить тему для дальнейших обсуждений, которая интересна детям. Прогулка для всех. Но у каждого она была своя. Дети делятся тем, что их впечатлило, от пережитых эмоций, каких-то событий. И при регулярности таких обсуждений (ежедневно) дети становятся более наблюдательны и внимательны к деталям в пространстве и отношениях с ним, в отношениях с другими в этом пространстве, в отношениях других с пространством.

Основной этап

Актуализация детских представлений «Что такое снежинки?»

Перед запуском актуализации детям предлагается сесть на счёт или с использованием песочных часов с чередованием мальчик-две девочки (особенно актуально при большем количестве девочек).

На что работает это условие:
  • самоидентификация по гендерной принадлежности;
  • счет;
  • ритм;
  • коммуникация — умение договариваться кто с кем рядом будет сидеть;
  • крупная моторика —контролировать свои движения при перемещении в пространстве со стулом среди других участников;
  • ориентировка во времени, ощущение временного отрезка.

При выполнении условий детям приходится удерживать несколько задач.

Поддерживая интерес, который пошёл от ребёнка, появляется возможность:
  • испытать чувство собственной значимости и признание;
  • обменятся опытом;
  • поделиться своим пониманием, своей идеей отличной от других;
  • высказаться по желанию;
  • возможность услышать представления других;
  • возможность согласиться с представлениями других.

Рассматривание снежинок и льда невооруженным взглядом и с помощью микроскопа

Познакомились со способами изучения и исследования.

Умение наблюдать сравнивать и говорить о своих наблюдениях, что заметили.

Актуализация детским представлений «Явления природы зимой»

Цель: обогащать детский опыт, работать над словарём.

Словарная работа: метель, вьюга, наст, узорчатая, кружевная, снегопад, оттепель, мороз, хлопья снега.

Позже мы с детьми смотрели «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» и танцевали, а затем в рисунке передали образ снежинки карандашами холодных оттенков.

Слушание, просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев» и танец

Слушая классическую музыку и просматривая фрагменты балета, дети не только знакомятся с мировой культурой, искусством, это способствует:
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • через движения под музыку появляется возможность почувствовать ее ритм, темп, характер и свое тело;
  • соотнести восприятие услышанного с движением, отразить и выразить его в танце через пластику, передавая образ.

Получив от произведения чувственный отклик, дети примеряют образ снежных хлопьев, в чем проявляется от части и образная игра.

Подвижная игра «Снежинка, ветер, метель»

Игры с правилами способствуют развитию саморегуляции. Через характерные движения того или иного образа движения становятся более пластичными.

Снежинки из счётного материала

Выкладывая снежинки, с детьми можно поговорить о количестве, числе, симметрии, ритме, форме, величине предметов и пространственных отношениях.

Просмотр видео, как образуются снежинки

Подогревать детский интерес, основываясь на их вопросах и желании в познании, предлагая достоверные и научные факты.

Просмотр мультфильма «Откуда берутся снежинки»

«Откуда берутся снежинки» (0+)
Киностудия «Союзмультфильм». Россия. 2016. 3:17 минут
Режиссёр и автор сценария: Марина Карпова
Стихи: Вадим Жук при участии Марины Карповой
Художник-постановщик: Наталия Гребёнкина
Композитор: Игорь Сацевич

Милая история о волшебстве, в которой дети задаются вопросом «откуда берутся снежинки?» и начинают фантазировать.

Рисование цветными карандашами

Предложите детям цветные карандаши холодных оттенков, с вариативностью градации цвета по цветовому тону, светлоте цвета и насыщенности (попутно можно познакомить с росписью «Гжель»)

После просмотра видео «Как образуются снежинки» и обсуждения:
  • Что удивило?
  • Какой возник вопрос?
  • Спросите снежинку/о чем бы спросили снежинку?

дети вновь передавали образ снежинки, но в этот раз — через пластилинографию с использованием пайеток, бисера, стекляруса и кружевных обрезков.

Пластилинография «Снежинка»

В процессе экспериментирования дети исследовали свойства пластилина при взаимодействии его с водой разной температуры, а затем познакомились со способом получения тонких жгутиков из пластилина с помощью шприца и горячей воды.

После чего дети создавали образ снежинки по собственному замыслу, используя пластилин разных холодных оттенков и дополнительные материалы: стеклярус, пайетки, бисер, кружевные элементы.

Моделирование снежинок из конструктора малыми группами

В завершении всего было организовано моделирование в малых группах. Дети передавали образ снежинок, используя плашки и неструктурированный материал. Команды ходили в гости друг к другу и говорили о том, что им нравится в той или иной снежинке.

Когда пришли в гости к команде «Игрушка», Настя сразу сказала, что ей ничего не нравится.

— А что тебе конкретно не нравится?
— У них не похоже на снежинку.
— А что здесь не так?
— У них нет серединки.
— И лучиков нет, — дополнила Марго.

Большинство детей при обходе обращали внимание на сами украшения, упуская из виду основу. Так и в моделях можно наблюдать, какую роль играет основа, а какую — украшения.

Если обратиться к фотографии команды «Игрушка», то на первом этапе в своей модели они передали симметрию и ритм. На это работает насмотренность, тематическая среда, возможность увидеть вариативность объекта, обсуждение. Причина оказалась в том, что дети не смогли договориться, и стали строить каждый свою снежинку.
Но после итогового мероприятия, тема продолжала жить в группе.

Некоторые дети по собственной инициативе попросили показать, как вырезать снежинки. Интерес и желание одного заразило примерно полгруппы. Дети с большим увлечением вырезали снежинки, разрисовывали их и украшали ими свои постройки.
Во время свободной деятельности в центре искусства получился случайный эффект, незапланированный, когда Вероника нарисовала снежинку, по контуру обвела ее клеем ПВА и оставила сохнуть на батарее. На следующий день она вернулась к своей работе и была удивлена, что следы от клея стали прозрачными. Показала это другим детям и у некоторых возникло желание повторить.

Снежинки становились все более причудливой формы. Для их изготовления дети стали использовать различные материалы и комбинировать их.
Методические статьи