Когда мы вышли на прогулку, у детей была неподдельная радость из-за выпавшего снега. Я расчищала от снега участок и предложила детям устроить «снегопад», набрав в лопату снега и подбросив его.
Дети с визгом забегали под это снежное облако. На одежде оставался снег. Одна из девочек сказала: «Ой, у меня снежинка на носу растаяла».
И мы стали рассматривать снежинки на одежде, но весь узор было сложно разглядеть. Кто-то из детей вспомнил, как мы рассматривали слизней с помощью микроскопа, и предложил взять снежинку в группу, чтобы изучить её.
Дети с визгом забегали под это снежное облако. На одежде оставался снег. Одна из девочек сказала: «Ой, у меня снежинка на носу растаяла».
И мы стали рассматривать снежинки на одежде, но весь узор было сложно разглядеть. Кто-то из детей вспомнил, как мы рассматривали слизней с помощью микроскопа, и предложил взять снежинку в группу, чтобы изучить её.

Возникла дискуссия о том, что случится со снежинкой. Провели небольшой эксперимент: дышали на снег, клали его на ладошки. Решили в следующий раз взять микроскоп и посмотреть на снежинку.
В группе обсудили:
В группе обсудили:
- Что было интересно на прогулке?
- Что заметили, когда рассматривали снег, снежинки?
- Что хотели бы узнать о снежинках?
Проект «Снежинка»
Тема проекта: «Снежинка»
По доминирующей деятельности: исследовательско-творческий
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей ДОУ и воспитатель
По продолжительности: среднесрочный (3 недели)
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель: поддерживать детский интерес и впечатления, отображать их через речевую и продуктивную деятельности.
Задачи проекта:
Планируемые результаты
Ребёнок способен:
Для воспитателя:
По доминирующей деятельности: исследовательско-творческий
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей ДОУ и воспитатель
По продолжительности: среднесрочный (3 недели)
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель: поддерживать детский интерес и впечатления, отображать их через речевую и продуктивную деятельности.
Задачи проекта:
- вовлекать детей в совместную продуктивную деятельность;
- обогащение речевого опыта;
- развивать и совершенствовать ручные умения (рисовать, лепить, вырезать);
- знакомить с нетрадиционными техниками рисования, лепки и выполнения аппликаций;
- моделировать исследуемые объекты на основе полученного опыта с использованием полифункциональных материалов.
Планируемые результаты
Ребёнок способен:
- устанавливать контакты, поддерживать разговор, сотрудничать со взрослыми и с детьми в предложенных формах работы;
- формулировать свой интерес;
- анализировать и комментировать свои действия, организовывать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);
- задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта, присваивать полученную информацию (слушать, наблюдать, находить ответы на вопросы в среде).
Для воспитателя:
- наблюдать за интересами детей, поддерживать и развивать тему на их основе;
- через детский интерес решить педагогические задачи;
- используя социо-игровые приемы, налаживать ровестнические отношения и микроклимат группы.
Этапы реализации
Подготовительный этап
- Изучение литературы: «Понимание грамотности. Книга первая. Условия успеха» Е. Е. Шулешко и «Настольная книга воспитателей» В. М. Букатова (помогут подобрать способы организации работы, есть конкретные приемы и примеры).
- Подбор иллюстраций, книг, журналов, дидактически-наглядного материала на тему «Снежинки», «Зима», «Снеговик», «Зимние забавы» и т. п.
- Подборка видео ряда на тему образования снежинок.
- Подготовка материалов для исследовательской и продуктивной деятельности.
- Создание тематической среды (с привлечением родителей).
Предметно пространственная среда
Центр строительства:
- различный строительный материал
- схемы узоров
- неструктурированный материал
- фотографии терема деда Мороза и Снегурочки
Центр науки и естествознания:
- виды снежинок
- фотографы снежинок
- природные материалы (коллекция шишек, веточки хвойных деревьев)
- весы, лупы, линейки
- цветные стекла
- образцы ткани холодных оттенков разной фактуры
- альбом «Хвойные деревья»
Центр математики и манипулятивных игр:
- Дидактические игры на классификацию по размеру, цвету, форме
Центр литературы и грамотности:
- Книги: «Госпожа метелица», «Снегурочка», «Веселый Новый год», «Два мороза», «Зимовьё зверей»
Центр искусства:
- раскраски, вата, ватные диски, манка, ватные палочки, трафареты, нарезной материал для аппликации, пайетки, схемы для рисования;
- световой стол с кристаллами, ватными и счетными палочками;
- кодоскоп.
Работа с воспоминаниями
Работа с воспоминаниями как возможность выявить тему для дальнейших обсуждений, которая интересна детям. Прогулка для всех. Но у каждого она была своя. Дети делятся тем, что их впечатлило, от пережитых эмоций, каких-то событий. И при регулярности таких обсуждений (ежедневно) дети становятся более наблюдательны и внимательны к деталям в пространстве и отношениях с ним, в отношениях с другими в этом пространстве, в отношениях других с пространством.

Основной этап
Актуализация детских представлений «Что такое снежинки?»
Перед запуском актуализации детям предлагается сесть на счёт или с использованием песочных часов с чередованием мальчик-две девочки (особенно актуально при большем количестве девочек).
На что работает это условие:
При выполнении условий детям приходится удерживать несколько задач.
Поддерживая интерес, который пошёл от ребёнка, появляется возможность:
На что работает это условие:
- самоидентификация по гендерной принадлежности;
- счет;
- ритм;
- коммуникация — умение договариваться кто с кем рядом будет сидеть;
- крупная моторика —контролировать свои движения при перемещении в пространстве со стулом среди других участников;
- ориентировка во времени, ощущение временного отрезка.
При выполнении условий детям приходится удерживать несколько задач.
Поддерживая интерес, который пошёл от ребёнка, появляется возможность:
- испытать чувство собственной значимости и признание;
- обменятся опытом;
- поделиться своим пониманием, своей идеей отличной от других;
- высказаться по желанию;
- возможность услышать представления других;
- возможность согласиться с представлениями других.

Рассматривание снежинок и льда невооруженным взглядом и с помощью микроскопа
Познакомились со способами изучения и исследования.
Умение наблюдать сравнивать и говорить о своих наблюдениях, что заметили.
Умение наблюдать сравнивать и говорить о своих наблюдениях, что заметили.

Актуализация детским представлений «Явления природы зимой»
Цель: обогащать детский опыт, работать над словарём.
Словарная работа: метель, вьюга, наст, узорчатая, кружевная, снегопад, оттепель, мороз, хлопья снега.
Позже мы с детьми смотрели «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» и танцевали, а затем в рисунке передали образ снежинки карандашами холодных оттенков.
Словарная работа: метель, вьюга, наст, узорчатая, кружевная, снегопад, оттепель, мороз, хлопья снега.
Позже мы с детьми смотрели «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» и танцевали, а затем в рисунке передали образ снежинки карандашами холодных оттенков.
Слушание, просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев» и танец
Слушая классическую музыку и просматривая фрагменты балета, дети не только знакомятся с мировой культурой, искусством, это способствует:
Получив от произведения чувственный отклик, дети примеряют образ снежных хлопьев, в чем проявляется от части и образная игра.
- воспитанию эстетического вкуса;
- через движения под музыку появляется возможность почувствовать ее ритм, темп, характер и свое тело;
- соотнести восприятие услышанного с движением, отразить и выразить его в танце через пластику, передавая образ.
Получив от произведения чувственный отклик, дети примеряют образ снежных хлопьев, в чем проявляется от части и образная игра.
Подвижная игра «Снежинка, ветер, метель»
Игры с правилами способствуют развитию саморегуляции. Через характерные движения того или иного образа движения становятся более пластичными.
Снежинки из счётного материала
Выкладывая снежинки, с детьми можно поговорить о количестве, числе, симметрии, ритме, форме, величине предметов и пространственных отношениях.

Просмотр видео, как образуются снежинки
Подогревать детский интерес, основываясь на их вопросах и желании в познании, предлагая достоверные и научные факты.
Просмотр мультфильма «Откуда берутся снежинки»
«Откуда берутся снежинки» (0+)
Киностудия «Союзмультфильм». Россия. 2016. 3:17 минут
Режиссёр и автор сценария: Марина Карпова
Стихи: Вадим Жук при участии Марины Карповой
Художник-постановщик: Наталия Гребёнкина
Композитор: Игорь Сацевич
Милая история о волшебстве, в которой дети задаются вопросом «откуда берутся снежинки?» и начинают фантазировать.
Киностудия «Союзмультфильм». Россия. 2016. 3:17 минут
Режиссёр и автор сценария: Марина Карпова
Стихи: Вадим Жук при участии Марины Карповой
Художник-постановщик: Наталия Гребёнкина
Композитор: Игорь Сацевич
Милая история о волшебстве, в которой дети задаются вопросом «откуда берутся снежинки?» и начинают фантазировать.
Рисование цветными карандашами
Предложите детям цветные карандаши холодных оттенков, с вариативностью градации цвета по цветовому тону, светлоте цвета и насыщенности (попутно можно познакомить с росписью «Гжель»)
После просмотра видео «Как образуются снежинки» и обсуждения:
дети вновь передавали образ снежинки, но в этот раз — через пластилинографию с использованием пайеток, бисера, стекляруса и кружевных обрезков.
После просмотра видео «Как образуются снежинки» и обсуждения:
- Что удивило?
- Какой возник вопрос?
- Спросите снежинку/о чем бы спросили снежинку?
дети вновь передавали образ снежинки, но в этот раз — через пластилинографию с использованием пайеток, бисера, стекляруса и кружевных обрезков.
Пластилинография «Снежинка»

В процессе экспериментирования дети исследовали свойства пластилина при взаимодействии его с водой разной температуры, а затем познакомились со способом получения тонких жгутиков из пластилина с помощью шприца и горячей воды.
После чего дети создавали образ снежинки по собственному замыслу, используя пластилин разных холодных оттенков и дополнительные материалы: стеклярус, пайетки, бисер, кружевные элементы.
После чего дети создавали образ снежинки по собственному замыслу, используя пластилин разных холодных оттенков и дополнительные материалы: стеклярус, пайетки, бисер, кружевные элементы.
Моделирование снежинок из конструктора малыми группами
В завершении всего было организовано моделирование в малых группах. Дети передавали образ снежинок, используя плашки и неструктурированный материал. Команды ходили в гости друг к другу и говорили о том, что им нравится в той или иной снежинке.
Когда пришли в гости к команде «Игрушка», Настя сразу сказала, что ей ничего не нравится.
— А что тебе конкретно не нравится?
— У них не похоже на снежинку.
— А что здесь не так?
— У них нет серединки.
— И лучиков нет, — дополнила Марго.
Большинство детей при обходе обращали внимание на сами украшения, упуская из виду основу. Так и в моделях можно наблюдать, какую роль играет основа, а какую — украшения.
Если обратиться к фотографии команды «Игрушка», то на первом этапе в своей модели они передали симметрию и ритм. На это работает насмотренность, тематическая среда, возможность увидеть вариативность объекта, обсуждение. Причина оказалась в том, что дети не смогли договориться, и стали строить каждый свою снежинку.
Когда пришли в гости к команде «Игрушка», Настя сразу сказала, что ей ничего не нравится.
— А что тебе конкретно не нравится?
— У них не похоже на снежинку.
— А что здесь не так?
— У них нет серединки.
— И лучиков нет, — дополнила Марго.
Большинство детей при обходе обращали внимание на сами украшения, упуская из виду основу. Так и в моделях можно наблюдать, какую роль играет основа, а какую — украшения.
Если обратиться к фотографии команды «Игрушка», то на первом этапе в своей модели они передали симметрию и ритм. На это работает насмотренность, тематическая среда, возможность увидеть вариативность объекта, обсуждение. Причина оказалась в том, что дети не смогли договориться, и стали строить каждый свою снежинку.



Но после итогового мероприятия, тема продолжала жить в группе.
Некоторые дети по собственной инициативе попросили показать, как вырезать снежинки. Интерес и желание одного заразило примерно полгруппы. Дети с большим увлечением вырезали снежинки, разрисовывали их и украшали ими свои постройки.
Некоторые дети по собственной инициативе попросили показать, как вырезать снежинки. Интерес и желание одного заразило примерно полгруппы. Дети с большим увлечением вырезали снежинки, разрисовывали их и украшали ими свои постройки.

Во время свободной деятельности в центре искусства получился случайный эффект, незапланированный, когда Вероника нарисовала снежинку, по контуру обвела ее клеем ПВА и оставила сохнуть на батарее. На следующий день она вернулась к своей работе и была удивлена, что следы от клея стали прозрачными. Показала это другим детям и у некоторых возникло желание повторить.
Снежинки становились все более причудливой формы. Для их изготовления дети стали использовать различные материалы и комбинировать их.
Снежинки становились все более причудливой формы. Для их изготовления дети стали использовать различные материалы и комбинировать их.