Вы наверняка уже слышали про эксперимент в детском саду, когда из группы убирают игрушки и оставляют только полифункциональный материал — это интересный педагогический проект. Такой эксперимент может быть направлен на развитие у детей креативности, социальных навыков и самостоятельности.
В современном обществе индустрия услуг в сфере образования и развлечения для детей настолько велика, что по любому запросу есть широкий спектр готовых решений и предложений. Интересует детей тема «вулканов» — пожалуйста тебе макет, интересуют динозавры — вот тебе и костюм археолога, и скелет динозавра, и все необходимые атрибуты, и аниматоры, готовые провести любое тематическое шоу, программу. В результате такого перенасыщения у детей исчезает потребность что-либо создавать. От педагогов и от родителей можно часто услышать, что детям ничего не интересно. Возможно ли повлиять на подобную ситуацию и как это сделать?

Цели эксперимента
Развитие воображения и креативности:
Социальные навыки:
Снижение зависимости от материальных вещей:
Развитие самостоятельности:
Активное использование окружающей среды:
- Без готовых игрушек дети начинают придумывать игры сами, используя подручные материалы или просто своё воображение.
- Это может стимулировать их к созданию новых игр, историй и активностей.
Социальные навыки:
- Дети учатся договариваться, сотрудничать и находить общие интересы.
- Они могут больше общаться, чтобы придумать, во что играть.
Снижение зависимости от материальных вещей:
- Эксперимент помогает детям понять, что для игр и веселья не обязательно нужны готовые игрушки.
Развитие самостоятельности:
- Дети учатся сами организовывать своё время и находить занятия без подсказок взрослых.
Активное использование окружающей среды:
- Дети могут начать использовать природные материалы (палки, камни, листья) или предметы обихода (стулья, коробки) для игр.

Как организовать эксперимент
Подготовьте детей:
Подготовьте материалы:
Наблюдение и поддержка:
Обсуждение результатов:
- Объясните ребятам, что это временный эксперимент, и он будет интересным.
- Расскажите, что они смогут придумать свои игры и использовать другие материалы.
Подготовьте материалы:
- Предоставьте детям доступ к материалам для творчества (бумага, краски, пластилин, «Бабашки», природные материалы, коробки, ткани).
- Организуйте пространство для подвижных игр или ролевых игр.
Наблюдение и поддержка:
- Педагоги должны наблюдать за детьми, но не вмешиваться без необходимости.
- Если дети скучают или не знают, чем заняться, можно мягко подсказать идеи, или задавать наводящие вопросы, например: «А как ты думаешь, чем может быть эта плашка? Мне кажется, она похожа на часть лестницы. Куда может вести эта лестница?»
Обсуждение результатов:
- После эксперимента обсудите с детьми, что им понравилось, а что было сложным.
- Это поможет понять, какие навыки развились, и как дети восприняли такой опыт.
«Проект "Три дня без игрушек" прошёл на одном дыхании. Ребята поняли, что в группе можно жить интересно и без игрушек. Столько было интересных идей и творческого беспорядка… Дети ИГРАЛИ! Сейчас в нашей подготовительной группе мало игрушек и много доступного неструктурированного материала, что позволяет развивать креативное мышление у ребят и совмещать его с "Бабашками".
Спасибо команде «Бабашки» за возможность проживать счастливое детство наших детей».

Примеры активностей без игрушек
Творчество:
Ролевые игры:
Подвижные игры и природа:
Строительство:
- Рисование, лепка, аппликации.
- Создание «игрушек» из подручных материалов (например, домиков из коробок, мебель из «Бабашек», куколки из абрисов. И вообще «Бабашку» можно превратить в любой предмет, или игрушку).
Ролевые игры:
- Игры в «магазин», «больницу», «дочки-матери» без специальных атрибутов.
- Дети могут использовать воображаемые предметы, или предметы заместители.
Подвижные игры и природа:
- Эстафеты, прятки, танцы, игры с мячом, полосы препятствий.
- Игры с песком, камнями или водой.
Строительство:
- Создание «крепостей» из стульев и покрывал, строительство домов, школ, детских садов, магазинов и всего чего захочет детский замысел.
Рекомендации для педагогов
- Будьте готовы к тому, что дети могут сначала растеряться. Поддерживайте их, но не навязывайте свои идеи.
- Поощряйте инициативу детей и их попытки придумать что-то новое.
- После эксперимента обсудите с коллегами и родителями, какие изменения вы заметили в поведении детей.
Проект «Три дня без игрушек» направлен на развитие у детей творческого мышления и самостоятельности через взаимодействие с окружающим пространством без использования привычных игрушек. В рамках этого проекта важно создать в центре конструирования и во всей группе атмосферу, способствующую исследовательской деятельности и самовыражению детей.
