Юлия, вы могли бы немного рассказать о себе и о школе, на базе которой проводите встречи «Моделирование по тексту»?
Как вы узнали об оборудовании?
Как вы начинали занятия с конструктором «Бабашки»?
Для начала я разместила посты в маленькой группе библиотеки во «ВКонтакте». Стала приглашать детей и родителей на пробную встречу. Объяснить, что такое моделирование по тексту, оказалось очень непростой задачей. Вместе с коллегой мы сделали занятие по книге «Чудо-дерево», чтобы показать всё наглядно. Есть деревянный конструктор, есть текст книги. Вы читаете его вместе с детьми, «обживаете» и «актуализируете», как говорит Сергей Владимирович. И отталкиваясь от сюжета и героев, дети начинают воплощать свои задумки с помощью конструктора.
Когда переехала в Петербург, я уже знала, что «Бабашки» очень перспективны, и начала искать площадку, где этот конструктор уже был. Так я нашла «Мою Школу».
Я начала работать в игротеке, где инициировала и сопровождала свободную игру. У нас был тематический план, и мы хотели внутри этого плана проводить занятия — через конструктор давать детям информацию. Татьяна, наш руководитель, предложила ввести занятия с детьми от 3 до 5 и 5–6 лет. Так появились платные занятия с конструктором «Бабашки», которые проходили каждую субботу. На них мы занимались моделированием по тексту.
С детьми какого возраста вы занимаетесь?
Во Владимирской области я работала в библиотеке. Там были дети разных возрастов: от 3–5 лет до третьеклассников. Сейчас в «Моей Школе» я работаю с дошкольниками. А наша игротека, где также можно играть с конструктором, рассчитана на возраст до 7 лет, однако туда приводят и 9-11–летних ребят. Детей постарше тоже можно увлечь моделированием. Они любят строить из бабашек что-то большое — например, высоких роботов. Или после посещения музея в Кронштадте мальчик построил подводную лодку.
Как вы привлекали первых учеников на занятия, как собрали группу?
Как организовать занятия по моделированию с детьми?
Сначала выбираем площадку — например, библиотеку или школу. Разбираемся, как донести до родителей ценность занятий. Выбираем время и дату, сообщаем информацию.
Для первых занятий стоит выбрать простую книгу вроде «Чудо-дерева» или «Трёх поросят». Я выбирала книги, понятные и интересные мне по содержанию, с хорошими иллюстрациями. Иллюстрации важны для этой методики.
Выбирая книгу, нужно учитывать, сколько у вас времени: можете ли вы моделировать по одной книге несколько занятий или вам нужно уложиться в одну встречу. Начинать занятие нужно с налаживания контакта с детьми, а только потом переходить к книге. Прочитайте её вместе, задайте наводящие вопросы, чтобы помочь детям придумать, что они хотят строить.
Например, во время занятия по «Трём поросятам» мы сначала прочитали текст, а потом я предложила детям построить такие прочные дома, чтобы их точно не сдул волк. Для этого задавала вопросы: «Что такое прочный дом? А бывают ли дома из соломы? А из кирпича?»
При выборе темы занятия можно посоветоваться с площадкой, на базе которой вы организуете кружок — на случай, если у них есть план мероприятий. Например, когда я работала в библиотеке, мы проводили занятия по сказкам Пушкина к его дню рождения. Делали отдельный проект ко Дню космонавтики: обсуждали и строили что-то, связанное с космосом, обсерваториями и МКС.
Ещё один вариант — перейти от художественной литературы к документальной. Мой любимый проект — это занятия по Чудесам Света. После него родители почувствовали значимость моделирования по тексту. Я читала детям обо всех Чудесах Света, а после занятий спрашивала их, какие сооружения они помнят, — и они запомнили все.
В образовательном процессе необходима педагогическая интуиция, чтобы понимать, как увлечь ребёнка. Несмотря на то, что мы отталкиваемся от текста книги, нужно быть гибким. В моей практике был мальчик, который не мог сконцентрироваться в процессе игры. Он смотрел на других детей, но делал другое. Например, на занятии по головным уборам, он построил ресторан. Тогда я решила связать его постройку с темой занятия, и мы решили, что в его ресторан можно приходить только в шляпах, которые делают другие дети. Главный вывод ситуации — необходимо разрешать ребёнку создавать что-то своё, но чтобы он чувствовал себя частью команды.
Для детей, которых трудно увлечь моделированием, можно расставлять маленькие «ловушки». Например, у меня занимался мальчик, которому было неинтересно строить. Тогда я попросила его мне помочь, и он согласился. Когда к нам присоединился другой мальчик, я оставила проект и попросила их его доделать. В результате они хвастались своими постройками!
Есть ли выгода для площадок, на базе которых вы проводите занятия?
Что касается библиотеки, самая очевидная выгода — дети начинают брать книги, становятся читателями.
Вы уже больше года проводите занятия по пространственному моделированию. За это время произошли какие-то изменения в детях?
Во-вторых, появляется видение не только общей картины, но и деталей. Например, в начале занятий к нам приходил мальчик, который построил дом трёх поросят — плотно сложенные детали, обмотанные скотчем. А в последние наши встречи он сделал большой корабль с парусами!
В-третьих, развивается терпение и сосредоточенность. На старте у ребёнка разваливается постройка, он говорит, что больше не будет это делать. Но мы показываем, что если не бросать дело, то всё получится.