Российский производитель полифункциональных игровых материалов
ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
Оставьте заявку, и вам перезвонят в течение 15 минут
Нажимая на кнопку, я принимаю Политику конфиденциальности и соглашаюсь получать рассылки
Блог

«”Бабашки” — прекрасный инструмент, чтобы наладить отношения между детьми»: кейс Rybakov PlaySchool

Генеральный директор сети частных детских садов и начальных школ Rybakov PlaySchool Николай Владимирович Панкратов и методолог школьного направления Ольга Андреевна Баранова начали работать с центром конструирования «Бабашки» и физкультурными 3D-комплексами Реутского пять лет назад. В интервью они рассказывают, какую ценность видят в оборудовании, как внедряли его в сети и как развивают методику.

Расскажите, как вы узнали об оборудовании «Бабашки»?

Николай Владимирович: Все началось с «Новой школы». Лет пять назад во время экскурсии мы увидели там конструктор «Бабашки». Тогда подумали, что если под него выделяют целую комнату для игры, и школьники девяти лет интенсивно и с интересом играют, то, наверное, в этом что-то есть.

Потом, уже в Альметьевске, мы встречались с Сергеем Владимировичем Плахотниковым. Он показывал, как работать с конструктором в детском саду. Позже это оборудование стало частью практически всех образовательных проектов, которые я запускал.

Какое оборудование у вас есть?

Николай Владимирович: Центр конструирования «Бабашки» и физкультурные 3D-комплексы Реутского (мобильные и уличные). Они являются неотъемлемой частью образовательной среды в наших детских садах и школах по всей России и в Казахстане. Это стандарт.

В детском саду каждая группа детей с трёх лет и старше оснащена «Бабашками». Конструктор находится в центре конструирования и моделирования. Также в каждой нашей школе есть зоны встреч, где конструктор в общем доступе.

Как вы внедряли это оборудование?

Николай Владимирович: Когда мы начинали, методических материалов было мало. А мы — методическая сеть PlaySchool — добиваемся определенной ясности в технологиях, которые используем. Поэтому попросили записать для нас курс по использованию центра конструирования.

По физкультурным 3D-комплексам технология тоже была слабо формализована. Мало людей в России могли рассказать, как действительно работать с этим оборудованием. У нас даже были встречи с автором физкультурных комплексов, Сергеем Реутским. Он приезжал и обучал наших педагогов методике «Физкультура про другое».

Сейчас мы системно развиваем у себя носителей методики, которые смогут готовить педагогов-физруков. Они внедряют те инструменты и приёмы, которыми поделился автор.

На видео: мобильный физкультурный 3D-комплекс Реутского в Rybakov PlaySchool


Ольга Андреевна: Наши педагоги погружаются в методики посредством конференций и обучающих курсов. В прошлом году они стали осознавать, что «Бабашки» — это больше про моделирование, а не про конструирование. Педагоги начали применять методику «Пространственное моделирование» на уроках и использовать «Бабашки» для предметных замыслов, для образовательных задач. «Бабашки» не только несут свой уникальный замысел, они еще и используются на таких предметах, как математика и окружающий мир.

Педагоги изучают возможности оборудования вместе с детьми. Они погружаются в эту среду и постепенно усложняют задачи. Таким образом, обучая, они учатся сами.

Как относятся дети к оборудованию?

Ольга Андреевна: Конструктор «Бабашки» всегда привлекает внимание детей. Обычные деревянные бруски в умелых детских руках наполняются жизнью и игрой. Кроме того, что конструктор развивает воображение и предприимчивость, он еще помогает устанавливать правила. Это прекрасный инструмент, чтобы наладить контакт между детьми разных классов.

Если говорить о 3D-комплексе Реутского, детям очень нравится преодолевать определенные препятствия. Они проявляют свободу выбора и инициативность.

Какую пользу вы видите от оборудования?

Николай Владимирович: Есть стандартная, дидактическая методическая польза. Действительно, функциональную нагрузку конструктор «Бабашки» выполняет. Дети моделируют, развивают пространственное мышление.

Кроме того, если вы зайдете в любую нашу группу в детском саду, вы увидите, что конструкции могут простоять весь день, их никто не трогает: ни во время уборки, ни другие дети. То есть мы подчеркиваем, что с огромным уважением относимся к проявлениям труда. «Бабашки» помогают нам установить эту культуру.

Еще одна функция — развитие не только детского воображения, но и педагогического. Это хороший инструмент, чтобы помочь учителям выйти за рамки стандартной системы преподавания.

В целом, «Бабашки» — это один из самых функциональных инструментов. Мы пробовали его заменить, думали сами выпиливать, но любые попытки все это скопировать не удались, потому что нет материала. Наиболее проработанный комплекс, функциональный — в вашем исполнении.
Ольга Андреевна: Что касается предметной ценности, именно на уроках математики и окружающего мира «Бабашки» являются незаменимым инструментом. Так как мы изучаем различные системы счисления, «Бабашки» нам помогают даже в этом.

В чем главная ценность, на ваш взгляд?

Николай Владимирович: Есть технологии, которые способствует развитию потенциала, а есть — имитирующие развитие. В зоне подлинного развития ребенка не так много инструментов. «Бабашки» и «Физкультура про другое» — вот то, что нужно ребенку. То, что ему интересно. «Бабашки» позволяют по-настоящему работать в зоне ближайшего развития ребенка и добиваться развития детского потенциала. Такого рода технологии — AnjiPlay и «Бабашки» — это настоящая работа с талантами, когда вы даете ребенку почувствовать свой талант и опереться на него.

Ольга Андреевна: Я бы описала ценность тремя понятиями: креативность, свобода выбора и вариативность. Причем не только для детей, но и для педагогов, которые работают с этим комплексом и конструктором.

У вас есть какие-нибудь авторские наработки, которые вы у себя внедрили?

Ольга Андреевна: Наверное, наша наработка — это классификация деталей. Понятие «классификация» лежит в основе образовательной программы, по которой работает наша школа. И «Бабашки» наглядно демонстрируют, что изучаемые понятия встречаются не только в учебном материале, но и в жизни. Например, для наведения порядка. На каждой полке висит образец детали, которая должна здесь храниться. Дети классифицируют детали по виду и раскладывают по форме, по размеру, по назначению.
Николай Владимирович: А я еще помню, что мы использовали «Бабашки» в большом школьном квесте — они были внутренней валютой. Дети искали сокровища: собирали эти бруски и вытаскивали в одно место.

Как родители реагируют на занятия детей с этим оборудованием?

Ольга Андреевна: Существует две категории родителей. Одни говорят: «Это круто». А другие: «Деревяшки? У вас ничего не найдется получше для нас?»

Проходит большая просветительская работа с родителями. Через погружение они начинают понимать ценность. Для кого-то ценность доходит с первой, со второй встречи, а кому-то приходится несколько лет погружаться в эту историю. Но если мы правильно донесли замысел, родители становятся не только носителями, но и распространителями этих ценностей. Они рассказывают своим друзьям и коллегам, что существуют методики «Физкультура про другое» и «Диалог с препятствиями». И конструктор «Бабашки», который помогает детям моделировать и принимать решения.
Николай Владимирович: Мы приглашаем родителей в школы и детские сады, где они видят, как педагоги работают с оборудованием. Родители сами ползают, прыгают, принимают участие в играх — и только тогда они понимают ценность.

На видео: тренинг «Зарядки с родителями» в Rybakov PlaySchool

Есть ли у детей на занятиях какие-то традиции, связанные с оборудованием?

Ольга Андреевна: Безусловно, да. В школе это выглядит больше как выставка, когда дети рассказывают про свои постройки. Иногда это даже принимает соревновательный характер, когда один у другого увидел и хочет перещеголять: кто выше, кто шире. Такая история — отдельный мир, где кипит жизнь, где дети могут себя выразить. И это прекрасно: когда они увлечены, к ним подключаются все остальные.

Последняя постройка, которая нас всех сразила, — это пятизвездочный отель. Собрались дети из разных классов — с первого по четвертый. Они построили отель, где даже была парковка для самолетов и вертолетов. Ребята погрузились в строительство, фонтан детских идей и замыслов было не остановить. Было такое единение, когда собрались ученики всех классов: один начал, другой пристроился, третий… И каждый прикоснулся к этой истории.

Стройка длилась на протяжении недели, сам отель «функционировал» месяц. Конечно, педагоги были восхищены происходящим.

Какие рекомендации вы могли бы дать педагогам, которые начинают заниматься с оборудованием «Бабашки»?

Николай Владимирович: При работе с новой технологией нужно небыстрое, но последовательное и неостановимое движение. Часто бывает так: педагог берется, у него не получается или не хватает времени, и он бросает внедрение технологий. Тогда вы не получаете пользу от функциональности оборудования. Нужно постепенно, чтобы дети привыкали к оборудованию, совершать шажок вперед с каждым занятием.

Чтобы эта траектория состоялась, у педагога, конечно, должно быть сопровождение. С одной стороны, сопровождение «каноническими» материалами: описание самой технологии, что это такое, какие принципы в нее заложены. С другой — в нашем случае, это курс, где методист помогает педагогу не потеряться на этом пути, разобраться в технологии и внедрить ее.

Ольга Андреевна: Наши педагоги ответили бы так: не щадите этот материал. Пытайтесь использовать все, что есть, потому что «Бабашки» помогают раскрыть потаенные грани и невероятные идеи в головах детей и педагогов.

Если хотите узнать больше об оборудовании и получить каталог с ценами, оставьте заявку на консультацию со специалистом:

Оставить заявку

Кейсы