Российский производитель полифункциональных игровых материалов
ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
Оставьте заявку, и вам перезвонят в течение 15 минут
Нажимая на кнопку, я принимаю Политику конфиденциальности и соглашаюсь получать рассылки
Блог

Формирование навыков ХХI века «Кубик за кубиком»

Карен Лю, профессор дошкольного образования в Университете штата Индиана, международно признанный педагог раннего детства.


Во время учебной поездки в Азию я была удивлена интереснейшими конструкциями из блоков, которые увидела в классах детского сада. На стене висели правила игры и планы сложных зданий. Дети вместе работали на больших открытых пространствах над различными частями сложных построек из блоков: частично или почти завершённых городов, садов и парков развлечений.

Эти центры рассматривают игру в блоки, как важную повседневную рутину. Они планируют игру на неделю вперёд или дольше, а потом внедряют в учебный процесс.

Дети начинают планировать, делиться своими идеями о предстоящей постройке. Дальше они визуализируют и составляют схемы, рисуют свои планы на бумаге. Учителя облегчают этот процесс, объединяя индивидуальные идеи в групповой план. Затем дети излагают правила, которым они должны следовать при построении блоков, и эти правила записываются учителем на диаграмме. Весь этот процесс занимает два получасовых занятия в течение двух дней.
Как только первоначальное планирование завершено, дети используют отведённое им ежедневное игровое время (30-45 минут в день) для осуществления своих планов. Изменения в дизайне допускаются, если ребёнок озвучивает весомую причину для изменений: недостаточно блоков, не хватает аксессуаров или просто «это не сработало». Работа детей, независимо от того, закончена она или нет, остаётся нетронутой в специально отведенном месте с табличкой «Не трогать».

В течение трёх или более дней подряд дети работают над своими конструкциями. После завершения работы устраивается небольшой праздник с выставкой результатов, которые они показывают родителям, учителям и другим детям. Большинство учителей проводят краткую дискуссионную сессию с детьми, чтобы поразмышлять о процессе своей работы. Считается, что целенаправленное планирование может привести к значительным результатам обучения.

Благодаря непрерывному использованию блоков, учителям предлагается направлять мыслительные процессы детей и помогать им объединять и расширять свои знания. Ребёнок имеет возможность применить и попрактиковать свои восприимчивые и выразительные языковые навыки; развить и применить математические концепции; отработать социальные навыки, такие как умение ходить по очереди, ждать и делиться, а также проверить свои навыки пространственного мышления. Также структура расширенной игры в блоки может устранить проблемы, с которыми сталкиваются учителя во время ежедневной уборки.

Во время сборки блоков дети могут выразить свои творческие идеи с помощью различных конструкций, которые они хотели бы создать. Учителя могут стимулировать детскую фантазию, используя книги с рассказами и картинками. Параллельно можно задавать вопросы: «Есть ли другой способ, которым вы могли бы … » или «Сможете ли вы использовать разные предметы, чтобы … ». Поощрение детского воображения и использования предметов, представляющих игровой аксессуар (например, использовать кубик в качестве телефона) во время сборки блоков, поможет ещё больше разжечь интерес детей к творчеству.

В период строительства дети могут реализовать свои идеи, чтобы определить, как это работает. Если какой-то проект терпит неудачу, учителя могут предложить детям найти альтернативные решения. Таким образом, блочное строительство помогает развивать творческие идеи и использовать свои инновационные способности при проектировании и строительстве сложной конструкции.

Подведём итоги


Чтобы превратить строительство из бабашек в полезный опыт обучения, учителям необходимо:
  • Определить большое, открытое внутреннее или наружное пространство (фойе, часть группы, класса, конец коридора, внутренний дворик и т.д.), в котором детские конструкторы могут храниться в течение длительного периода времени.
  • Изменить распорядок занятий и учебную программу, чтобы включить игру с бабашками в качестве основного занятия.
  • Целенаправленно наблюдать за детьми в зоне игры с бабашками и оказывать поддержку по мере необходимости.
  • Использовать создание детьми построек, чтобы связывать различные знания с опытом сборки блоков.
  • Задавать открытые вопросы более высокого уровня, чтобы развивать у детей критическое мышление и навыки решения проблем.
  • Поощрять и создавать возможности для совместной работы детей.
  • Помогать детям решать социальные проблемы, используя эффективные навыки общения или предлагая альтернативные стратегии.
  • Оказывать поддержку, предоставляя положительные комментарии и ободрение.

Материал подготовил Сергей Плахотников.

Методические статьи