Безопасное и экологичное оборудование для детей: соответствует ФОП и ФГОС, развивает культурные привычки и утверждает самоценность детства.
Блог

Значение пространственного моделирования и конструирования в ДОУ

Ни для кого не секрет, насколько важно занятие конструированием для развития ребенка и насколько интересно и захватывающе это занятие для многих детей. Какие развивающие эффекты может дать ребенку работа с полифункциональным конструктором? Как организовать процесс конструирования так, чтобы он был развивающим? В этой статье мы рассмотрим принципы и способы конструирования, а также его развивающее влияние на детей.

Чем отличается моделирование от конструирования?

Для понимания эффектов развития важно разделить термины «моделирование» и «конструирование».

Моделирование — метод исследования объектов на их моделях, аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности. Моделирование может относиться к любому объекту или отношениям реальности через посредника. Например, знак в любой знаковой системе становится абстрактным (и письмо, и счёт), то есть моделью реальности.

Учеными под руководством Л. А. Венгера были выделены единицы, с помощью которых педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, — это модельные представления, или образные средства. Например, эффективным способом решения проблемы развития связной речи ребенка является приём моделирования.

На современном этапе актуально использование метода наглядного моделирования в различных сферах, поскольку доказано его эффективное воздействие на познавательную активность детей, развитие логического мышления, повышение интереса к красоте собственного языка и возникновение восторга от более полноценного восприятия окружающего мира, на развитие памяти, воображения, воспитание самостоятельности и уверенности в себе.


Конструирование — от латинского слова соnstruerе (строю, создаю) — означает создание модели, построение, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Таким образом конструирование относится к частному случаю моделирования, к способу создания модели.

В конструировании у ребенка могут развиваться различные модельные представления: познавательные, эмоциональные, развитие речи, переживания опыта. В этой статье мы сосредоточимся на познавательном развитии в процессе конструирования.

Развитие познавательных способностей через конструирование

Л. А. Венгер, известный последователь Л. С. Выготского, считал конструирование одной из важнейших форм развития пространственного мышления. Автор разработал программу, с помощью которой обучал детей с 3-х лет умению схематизировать и зарисовывать постройки, способности чтения планов помещения и уличного пространства, умению уточнять на собственных планах материал и обозначать последовательные этапы создания постройки.

В своих заданиях на пространственное моделирование Леонид Абрамович предлагал в том числе задания по условию. Например, задание на расчленение контурной графической модели корабля (вид сбоку) с учётом характера деталей, из которых он будет затем воспроизводиться, предполагалось авторами на четвёртом этапе обучения. В ходе развития у детей способности схематизировать любые объекты и пространства в программе всё меньше давалось наглядных образов для решения задачи.

В нашей практике расчленённую схему для конструирования дети считывали так же, уже в 3,5 года, особенно на актуальные для них темы. Мальчик 3,5 лет, Ф., показывая на расчленённую схему самолета: «Это крылья — можно взять эту длинную дощечку [из набора „Бабашек“] и поставить вот сюда».

Кроме задания по условию, ученый предлагал создание построек и схем к ним по собственному замыслу, чтобы дети развивали инициативность в конструировании.

В исследованиях авторы программы определили, что развитие у детей наглядно-образного мышления является ключевой предпосылкой формирования абстрактного мышления в подростковом возрасте.

Как ещё можно конструировать?

  • Конструирование по условию. Это способ, представленный выше в примере программы Л. А. Венгера. Педагог предлагает такую задачу детям, которая захватывала бы зону ближайшего развития ребенка и учитывала бы интересы ребенка. Конструирование по условию часто используется в практике педагогов. Например, как построить мост, чтобы через него проезжала самая большая машинка в группе?
  • Конструирование по тексту / по художественному произведению. Здесь перед процессом конструирования дети с педагогом слушают или читают (в подготовительной группе) стихотворение, сказку или рассказ. Педагог организовывает групповое обсуждение, в котором уточняются качества героя (см. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» О. А. Шиян) и/или внешние детали происходящего: какого роста был волк, что у него поместились и бабушка и внучка в животе? три поросенка были одинаковыми или каждый из них хоть немного отличался друг от друга? какой фигурой выглядел маршрут колобка, что он прикатился к лисе? И так далее.
  • Конструирование по чертежам и наглядной схеме. Здесь педагог или приносит свои чертежи и схемы, или по уже нарисованным схемам детей они заново воссоздают постройки друг друга. Причём второй вариант сильно влияет на создание ровеснического коллектива в дошкольном учреждении.
  • Конструирование по замыслу. Педагог в этом случае актуализирует опыт ребенка. Ещё больший вклад педагог сделает, если сам организует для детей получение такого опыта: поход в океанариум, зоопарк, почту и т. д., причём такое знакомство с новым пройдёт лучше, когда дети на деле увидят, какие отношения складываются между работниками каждого из мест.
  • В методике пространственного моделирования Сергея Плахотникова выделяется еще один тип — конструирование по представлениям. Этот тип похож на конструирование по замыслу, но его важное отличие в том, что дети в процессе актуализируют свой опыт и переживания недавнего или давнего прошлого. И здесь появляется возможность у детей исследовать свой собственный опыт. Здесь взрослый и педагог выступают как создатели условий для появления значимого опыта детей (поездки, экскурсии в интересующие детей места и т. д.)

Каждый из этих способов можно реализовать, используя полнофункциональную среду для пространственного моделирования — «Бабашки».

Принципы педагога для развивающего конструирования

Создание модели предполагает наличие сложной системы индивидуальных смыслов и значений, актуализацию опыта ребенка. Поэтому моделирование развивает субъектность ребенка, но при условии возможности решить задачу, используя свое воображение.

Чтобы это случилось, необходимо придерживаться принципов в создании образовательных ситуаций:

  • открытость предложенных задач: ребенок может сам доконструировать смысл задачи, вложить в неё свой актуальный смысл;
  • задача лежит в зоне интереса ребенка;
  • организовано пространство для моделирования так, чтобы у детей было место и возможность пользоваться материалами длительное непрерывное время (не менее 30−40 минут).

Принципы педагога при организации образовательного события для детей в конструировании:

  • ребенок так же, как и взрослый, — субъект образовательного процесса, он действует и создаёт в социуме ДОУ;
  • образование направлено в том числе на развитие универсальных способностей детей;
  • педагог находится в открытой позиции: способен удивляться находкам детей, создаёт образовательные ситуации в ситуации конфликта, не игнорирует конфликт и не решает его сам.

Конструирование как вид моделирования даёт разные возможности развития ребенка, в том числе развития познавательных способностей. Наиболее продуктивной и экологичной для развития детей является деятельность конструирования. Построенные ребенком миры захватывают его и вдохновляют, дают опору на создание следующего мира.

Важно также учесть, что не любой образовательный процесс в конструировании будет эффективным, а только тот, который ориентируется на гуманистические принципы и принципы развития.
Если хотите узнать больше об оборудовании «Бабашки» и получить каталог с ценами, оставьте заявку на консультацию со специалистом:

Оставить заявку
Методические статьи