Федеральная образовательная программа определяет базовые объём, содержание, планируемые результаты дошкольного образования, которому должны соответствовать образовательные программы в организациях дошкольного образования с 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ).
Понятно, как вписать планируемую игровую деятельность ребёнка в программу учреждения. Но как смоделировать и структурировать спонтанную игру, если само это понятие противоречит понятиям «модель» и «планирование»? В этом случае следует обратиться к Методическим рекомендациям по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 7 марта 2023 г.), где рассматривается понятие «парциальная программа».
Парциальная программа — это образовательная программа, разработанная одним или несколькими авторами. Она учитывает интересы и потребности детей, возможности педагогов; расширяет пространство детской реализации. Парциальные программы и методические рекомендации используются в рамках вариативной части образовательной деятельности ДОУ.
Понятно, как вписать планируемую игровую деятельность ребёнка в программу учреждения. Но как смоделировать и структурировать спонтанную игру, если само это понятие противоречит понятиям «модель» и «планирование»? В этом случае следует обратиться к Методическим рекомендациям по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 7 марта 2023 г.), где рассматривается понятие «парциальная программа».
Парциальная программа — это образовательная программа, разработанная одним или несколькими авторами. Она учитывает интересы и потребности детей, возможности педагогов; расширяет пространство детской реализации. Парциальные программы и методические рекомендации используются в рамках вариативной части образовательной деятельности ДОУ.
Алгоритм составления парциальной программы на основе спонтанной игры
Вариант № 1:
Вариант № 2:
Как организовать спонтанную игру
Основные цели и задачи парциальной программы обозначены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС в редакции 8 ноября 2022 г. № 955) и Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО — приказ Минпроса № 1028 от 28 декабря 2022 г.). Они таковы:
Спонтанная игра — это деятельность ребёнка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие больше нравятся, и заканчивается, когда ребёнок наиграется.
Спонтанные игры нужны для того, чтобы реализовать имеющийся социальный опыт и обогатить его во взаимодействии с предметами, сверстниками, командой.
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
- поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Спонтанная игра — это деятельность ребёнка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие больше нравятся, и заканчивается, когда ребёнок наиграется.
Спонтанные игры нужны для того, чтобы реализовать имеющийся социальный опыт и обогатить его во взаимодействии с предметами, сверстниками, командой.
На фото — спонтанная игра с конструктором «Бабашки».
Средства, стимулирующие самостоятельную игру детей, — это игрушки и предметно-пространственная среда. Самостоятельная, спонтанная игра максимально отражает реальную жизнь и опыт ребенка, его поведение в жизненных ситуациях. В дошкольном младшем возрасте это копирование поведения близких людей (родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры). В этих играх нет определённых правил и каких-либо инструкций. Дети играют так, как им хочется, и перестают играть, когда захочется.
Чтобы игра возникла и продолжилась, была интересной, содержательной и просто доставляла удовольствие, важно тщательно продумать и организовать предметно-пространственную среду в группе. Она должна быть открытой, доступной, не только развивающей, но и развивающейся.
По мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-пространственной среды должна усложняться за счёт увеличения качества, количества и разнообразия предметов с различными назначениями и функциями, которыми их наделяет ребенок (кубик — это стол и т. д.). Среда должна включать в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и объект несёт определённые знания об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
При организации развивающей предметно-пространственной среды педагогам следует руководствоваться следующими правилами:
Такой круговой цикл и запускает механизм саморазвития игры. При этом педагог поддерживает свободную, самостоятельную деятельность детей (создание проблемно-игровых ситуаций, ситуаций общения и взаимодействия), поддерживает познавательные интересы детей, изменяет пространственно-игровую среду.
Так через применение технологии педагогической поддержки, организации предметно-пространственной среды и методики стимулирования самостоятельной деятельности детей мы решаем основные задачи ФГОС.
Чтобы игра возникла и продолжилась, была интересной, содержательной и просто доставляла удовольствие, важно тщательно продумать и организовать предметно-пространственную среду в группе. Она должна быть открытой, доступной, не только развивающей, но и развивающейся.
По мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-пространственной среды должна усложняться за счёт увеличения качества, количества и разнообразия предметов с различными назначениями и функциями, которыми их наделяет ребенок (кубик — это стол и т. д.). Среда должна включать в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и объект несёт определённые знания об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
При организации развивающей предметно-пространственной среды педагогам следует руководствоваться следующими правилами:
- предоставлять детям самостоятельно выбирать свою деятельность;
- учитывать возрастные, гендерные и индивидуальные особенности детей;
- обеспечить доступность для детей всех предметов и материала;
- привлекать в качестве помощников родителей.
Такой круговой цикл и запускает механизм саморазвития игры. При этом педагог поддерживает свободную, самостоятельную деятельность детей (создание проблемно-игровых ситуаций, ситуаций общения и взаимодействия), поддерживает познавательные интересы детей, изменяет пространственно-игровую среду.
Так через применение технологии педагогической поддержки, организации предметно-пространственной среды и методики стимулирования самостоятельной деятельности детей мы решаем основные задачи ФГОС.
Больше статей о дошкольном образовании читайте в нашем блоге.