Российский производитель полифункциональных игровых материалов
ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
Оставьте заявку, и вам перезвонят в течение 15 минут
Нажимая на кнопку, я принимаю Политику конфиденциальности и соглашаюсь получать рассылки
Блог

«Сложно представить свою деятельность без “Бабашек”»: кейс Vnukovo International School

Ольга Михайловна Жукова и Ольга Александровна Булулукова были одними из первых педагогов в России, кто начал работать с конструктором «Бабашки». Сейчас Ольга Михайловна руководит дошкольным отделением во Vnukovo International School, а Ольга Александровна работает там методистом.

В интервью коллеги рассказали, как организовали занятия с «Бабашками», и дали советы педагогам, которые только начинают работу с центром конструирования.

Скажите, как вы узнали об оборудовании «Бабашки»?

Ольга Александровна: Мы начали работать с конструктором ещё в 2014 году в «Хорошколе». Тогда у него даже не было названия.

В 2015 году к нам приезжали Джейн Кларк и Анна Кегелес из City and Country School. Они рассказывали, как работают с конструктором в американской школе, как используют его в повседневной жизни и на уроках математики, географии и истории, решая не только образовательные задачи, но также способствуя становлению личности человека и развитию его социально-коммуникативных качеств. Это привлекло внимание Сергея Владимировича Плахотникова, который был директором «Хорошколы» в то время.
Мы начали осваивать возможности конструктора. Педагогические методики и приёмы рождались в процессе работы с детьми и были основаны на их опыте.

Получается, вы тоже участвовали в разработке методик?

Ольга Михайловна: Можно сказать, что да. У нас появился деревянный конструктор в группах, и стал нарабатываться опыт работы с ним, который шёл в большей степени из наблюдения за детьми. Мы обсуждали с педагогами, как дети используют конструктор, о чём говорят во время строительства. Это помогало увидеть и правильно поддержать детскую инициативу.

Как дальше складывался ваш опыт с «Бабашками»?

Ольга Михайловна: Vnukovo International School — наше второе место работы после «Хорошколы». И так сложилось, что предложение приобрести конструктор «Бабашки» всегда поддерживалось. Нам уже сложно представить свою образовательную деятельность без «Бабашек», зная, как много ценного происходит благодаря работе с этим конструктором. Возможно, это потому, что мы вместе с Сергеем Владимировичем и со всем коллективом стояли у истоков.

Мы очень благодарны, что руководство Vnukovo International School поддерживает нас. Четыре года назад школа закупила большой набор «Бабашек» в подготовительную группу, а позже приобрела конструктор во все группы дошкольного отделения, где занимаются дети от трёх до семи лет. Сейчас мы активно продвигаем «Бабашки» в начальную школу, потому что дети их очень любят. А ещё потому что есть много задач, приёмов, которые дети могут освоить, став старше, например, работу со схемами.
В подготовительной группе конструктор — это материал, который широко используется как на занятиях, так и в свободной деятельности. Если педагог не знаком с методикой использования этого конструктора, можно дать детям возможность свободно строить и наблюдать. Это первый уровень. Чтобы усложнить задачу и шире увидеть возможность конструирования, воспитателю надо уметь не только наблюдать, но и понимать, что с ребёнком происходит важного в момент задумки и самого процесса конструирования, как можно усложнить задачу, как обогатить представления детей об архитектуре и многое другое.

Чтобы воспитатели осознанно использовали данный ресурс, мы стали отправлять их на обучение методикам пространственного моделирования. Очень удобно, что есть онлайн-программы, которые позволяют обучаться без отрыва от работы, и что можно сразу применять новые знания на деле с детьми.

Как вы проводите занятия с «Бабашками»?

Ольга Александровна: У нас в расписании стоит один час организованной деятельности с конструктором в неделю, а в свободное время дети строят каждый день.

Я сохраняю в своей работе традиции, которые мы разработали с коллегами из «Хорошколы», корректируя их в зависимости от собственной практики и замыслов. На занятиях мы с детьми знакомимся с различными объектами, обсуждаем, кто что о них знает, обмениваемся информацией друг с другом. Знакомство можем начать с просмотра видео, с чтения текста, рассматривания предмета или иллюстраций. В процессе рассуждений ребята вместе находят ответы на вопросы, ставят новые задачи, взаимно обогащаются опытом и знаниями.
Строительство чаще всего происходит в компаниях. Дети объединяются в мини-группы по три-пять человек. Каждая компания придумывает себе имя, и в зависимости от задачи дети приступают к совместной стройке. Это может быть работа по заданным условиям, по своему замыслу или восприятию, по изображению, по тексту, по рисунку и т. д.

После того, как время на постройку закончилось и компании убрали лишние детали, мы всегда ходим в гости друг к другу. Все встают и идут к компании «Бабочки», например, а хозяева показывают и рассказывают о своей постройке, отвечают на вопросы.

Мы стремимся, чтобы дети ходили в гости не только внутри группы, но и между группами. Этот обмен идеями и опытом очень ценен. Например, в прошлом году подготовительная группа построила огромный Колизей. В него можно было зайти внутрь вшестером и там посидеть. Другие группы детского сада приходили посмотреть, а потом стали возводить Колизей у себя.
Традиция ходить в гости сохраняется на других занятиях и переходит в естественную среду. Как-то мы строили с ребятами «Титаник», а один мальчик предпочёл отдельно строить замок из «Майнкрафта». Он постоянно подходил к другим детям и спрашивал: «А вы в гости придёте?»

И я понимаю, что вся еженедельная работа, урочные ритуалы и привычки приняты детьми. Они сами поддерживают эти правила в естественной среде. Это переходит в свободную деятельность, а там уже всё зависит от взрослого, от его поддержки, интуиции и критического мышления.
Ольга Михайловна: Я хочу сделать акцент на том, что занятия с «Бабашками» помогают сформировать у детей качества и навыки, которые важны в жизни и дальнейшем обучении и выходят за рамки только конструирования. Например, умение выслушать, задавать вопросы, интересоваться тем, что делают другие. Дети получают признание коллектива. При работе с «Бабашками» это происходит естественно и влияет на самооценку ребёнка, помогает быть увереннее и смелее в любой другой деятельности.

Например, есть мальчик, Стас, который создаёт необычные дома и замки. Он любит звать в гости и рассказывать о своих сооружениях. Его постройки почти всегда симметричные, ровные, устойчивые. Дети, да и взрослые тоже, это замечают и восторгаются. Во время общей постройки ребята прислушиваются к Стасу, интересуются, как он выполнил тот или иной элемент, задают вопросы. Одногруппники знают, что Стас классно строит, и хотят учиться у него или строить вместе. Признание результата своего труда, реализованной идеи важно для ребёнка. Метод гостевания с самопрезентацией и задаванием вопросов создает возможность для такого признания.
Ольга Александровна: Часто бывают ситуации, когда один ребёнок начинает строить что-то своё, например, вертолёт, а второй вдохновляется идеей, и начинается игра. Я говорю: «О, у вас уже целая вертолётная станция здесь!» Задаю вопросы, и игра развивается дальше. Другие дети слышат эти разговоры и вовлекаются, начинают строить свои вертолёты.
Очень важно, чтобы конструктора было много. Детям нравится большое количество деталей. Они любят строить масштабные вещи. Это вызывает у них восторг и радость. Ребята становятся на стул, чтобы поставить наверх последние детали, и всей группой следят, упадёт или не упадёт.
Ольга Михайловна: Вообще, Сергей Владимирович часто повторяет, что одно из обязательных условий — избыточность материала. Если чего-то не хватает, это тормозит творческий полёт детей.

Как дети относятся к конструктору «Бабашки»?

Ольга Александровна: В большей степени с интересом и исследовательским азартом. Он позволяет реализовывать самые разнообразные идеи. Иногда детям достаточно одной детали, а порой они используют всё до последней бабашки. У нас есть разные конструкторы, и когда у ребят появляется свободное время для игры, они чаще выбирают «Бабашки». Это, на мой взгляд, основной показатель их отношения к нему.

В начале года мы часто строили из маленьких кирпичиков конструктора «БрикНик» на столе, потом переходили к «Бабашкам». Дети изучили возможности обоих конструкторов, и сейчас объединяют материалы в одной игре: строят из «Бабашек», а для украшений и мелких деталей используют конструктор «БрикНик».

Мальчики и девочки с одинаковым интересом вовлекаются в игру?

Ольга Александровна: Все дети разные, и в каждой группе ситуация отличается. В этом году мальчики больше строят, чем девочки, а в прошлом строили и девочки, и мальчики.

А что вам сейчас интересно в пространственном моделировании?

Ольга Михайловна: Есть история, которую мы ещё не полностью раскрыли — это абрисы. У детей интуитивно пока не возникает желание взять их и в кого-то превратить. Мы специально планируем различные ситуации, чтобы дети захотели использовать абрисы для создания разных образов. Ребёнку нужна помощь взрослого, чтобы понять, что деревянный человечек может стать тем, кем он хочет. Это открытие и ресурс для творчества ещё ждёт детей.

Как вы храните конструктор?

Ольга Александровна: Мы приобрели два стеллажа в комплекте, поэтому блоки удобно складывать. В начале года мы договариваемся с детьми, как безопасно использовать «Бабашки», и постепенно вводим правила уборки. Обсуждаем, где какие детали будут храниться и как сделать так, чтобы конструктор было удобно убирать. Вместе с детьми складываем всё в стеллаж и фотографируем. Я распечатываю фото на листе формата А3 и вешаю его как образец.

Благодаря такой системе дети легко и без споров убирают за собой. Они с удовольствием играют: «Я — доставщик, я привожу детали на склад, а ты разгружаешь».

Есть дети, которые проявляют особую педантичность. Если другие ребята случайно положат детали не на свои места, они сразу это замечают и следят, чтобы всё хранилось как надо.

Есть ли у вас ещё какое-то оборудование «Бабашки»?

Ольга Михайловна: Да, у нас есть один физкультурный 3D-комплекс. Он расположен в зоне начальной школы, поэтому мы занимаемся на комплексе только на каникулах, когда к нему есть свободный доступ. Также в будущем хотим приобрести уличный мобильный комплекс.

Как происходит процесс закупки оборудования?

Ольга Михайловна: Наш менеджер Тамара Багаева регулярно присылает нам актуальные каталоги и информацию о новинках. Дальше делаем заказ. Все вопросы по документам и доставке решаются быстро через менеджера, с которым всегда на связи.

Как вы оцениваете стоимость оборудования?

Ольга Михайловна: Конечно, для учреждения это весомая сумма. Но мы понимаем, что конструктор из натурального дерева, экологичный, и на данный момент не имеет аналогов.

Материал при правильном хранении и использовании достаточно долговечный, и мы можем заниматься с «Бабашками» много лет, дополняя центр конструирования новыми элементами, которые появляются в компании. Дети любят этот конструктор, мы получаем развивающий результат, поэтому мне кажется, что стоимость вполне оправдана.

Какие советы вы можете дать педагогам, которые начинают работу с центром конструирования «Бабашки»?

Ольга Михайловна: Главное — не бояться брать конструктор в работу. Не думать, что если вы не владеете методикой, то нужно сначала всё изучить. Лучше дать конструктор детям как можно раньше, а дальше — наблюдать, что они с ним делают, познавать его ресурс и возможности вместе с детьми и коллегами.

Педагогу важно придавать ценность этой деятельности, обращать внимание детей на постройки. Это связано с признанием, о котором мы уже говорили.

Важно делиться с коллегами интересными подходами, приёмами, результатами наблюдений за детьми, гостевыми обменами между группами. И не забывать обогащать представления детей, рассматривая реальные здания, фотографии, энциклопедии по архитектуре.
Ольга Александровна: Дети любят рассказывать и хотят быть услышанными. Поэтому нужно запастись живым искренним интересом к тому, что они говорят и делают. Наберитесь терпения и слушайте, изучайте вместе что-то новое.

Бывает, дети интересуются такими вещами, с которыми вы и не сталкивались в жизни. Например, как устроен паровой двигатель. Я говорю: «Это интересно, давайте вместе изучим его и создадим макет такого двигателя?»

Важно обогащать впечатления детей и помогать развиваться с помощью конструктора. Учитесь наблюдать и старайтесь не вмешиваться активно в процесс, не перестраивайте созданное детьми, чтобы было «правильно». В «Бабашках» нет «правильно» и «неправильно», есть разные видения каждого из нас. И важно своим видением не нарушать представления ребёнка.

Сам конструктор «Бабашки» создаёт такую среду, где дети естественным путем начинают экспериментировать, строить, изучать его возможности. Взрослому важно поддержать ребёнка, при необходимости направлять и помогать ему, интересоваться тем, что он делает.
Если хотите узнать больше об оборудовании и получить каталог с ценами, оставьте заявку на консультацию со специалистом:

Оставить заявку
Кейсы