Ольга Михайловна Жукова и Ольга Александровна Булулукова были одними из первых педагогов в России, кто начал работать с конструктором «Бабашки». Сейчас Ольга Михайловна руководит дошкольным отделением во Vnukovo International School, а Ольга Александровна работает там методистом.
В интервью коллеги рассказали, как организовали занятия с «Бабашками», и дали советы педагогам, которые только начинают работу с центром конструирования.
В интервью коллеги рассказали, как организовали занятия с «Бабашками», и дали советы педагогам, которые только начинают работу с центром конструирования.
Скажите, как вы узнали об оборудовании «Бабашки»?
Ольга Александровна: Мы начали работать с конструктором ещё в 2014 году в «Хорошколе». Тогда у него даже не было названия.
В 2015 году к нам приезжали Джейн Кларк и Анна Кегелес из City and Country School. Они рассказывали, как работают с конструктором в американской школе, как используют его в повседневной жизни и на уроках математики, географии и истории, решая не только образовательные задачи, но также способствуя становлению личности человека и развитию его социально-коммуникативных качеств. Это привлекло внимание Сергея Владимировича Плахотникова, который был директором «Хорошколы» в то время.
В 2015 году к нам приезжали Джейн Кларк и Анна Кегелес из City and Country School. Они рассказывали, как работают с конструктором в американской школе, как используют его в повседневной жизни и на уроках математики, географии и истории, решая не только образовательные задачи, но также способствуя становлению личности человека и развитию его социально-коммуникативных качеств. Это привлекло внимание Сергея Владимировича Плахотникова, который был директором «Хорошколы» в то время.
Мы начали осваивать возможности конструктора. Педагогические методики и приёмы рождались в процессе работы с детьми и были основаны на их опыте.
Получается, вы тоже участвовали в разработке методик?
Ольга Михайловна: Можно сказать, что да. У нас появился деревянный конструктор в группах, и стал нарабатываться опыт работы с ним, который шёл в большей степени из наблюдения за детьми. Мы обсуждали с педагогами, как дети используют конструктор, о чём говорят во время строительства. Это помогало увидеть и правильно поддержать детскую инициативу.
Как дальше складывался ваш опыт с «Бабашками»?
Ольга Михайловна: Vnukovo International School — наше второе место работы после «Хорошколы». И так сложилось, что предложение приобрести конструктор «Бабашки» всегда поддерживалось. Нам уже сложно представить свою образовательную деятельность без «Бабашек», зная, как много ценного происходит благодаря работе с этим конструктором. Возможно, это потому, что мы вместе с Сергеем Владимировичем и со всем коллективом стояли у истоков.
Мы очень благодарны, что руководство Vnukovo International School поддерживает нас. Четыре года назад школа закупила большой набор «Бабашек» в подготовительную группу, а позже приобрела конструктор во все группы дошкольного отделения, где занимаются дети от трёх до семи лет. Сейчас мы активно продвигаем «Бабашки» в начальную школу, потому что дети их очень любят. А ещё потому что есть много задач, приёмов, которые дети могут освоить, став старше, например, работу со схемами.
Мы очень благодарны, что руководство Vnukovo International School поддерживает нас. Четыре года назад школа закупила большой набор «Бабашек» в подготовительную группу, а позже приобрела конструктор во все группы дошкольного отделения, где занимаются дети от трёх до семи лет. Сейчас мы активно продвигаем «Бабашки» в начальную школу, потому что дети их очень любят. А ещё потому что есть много задач, приёмов, которые дети могут освоить, став старше, например, работу со схемами.
В подготовительной группе конструктор — это материал, который широко используется как на занятиях, так и в свободной деятельности. Если педагог не знаком с методикой использования этого конструктора, можно дать детям возможность свободно строить и наблюдать. Это первый уровень. Чтобы усложнить задачу и шире увидеть возможность конструирования, воспитателю надо уметь не только наблюдать, но и понимать, что с ребёнком происходит важного в момент задумки и самого процесса конструирования, как можно усложнить задачу, как обогатить представления детей об архитектуре и многое другое.
Чтобы воспитатели осознанно использовали данный ресурс, мы стали отправлять их на обучение методикам пространственного моделирования. Очень удобно, что есть онлайн-программы, которые позволяют обучаться без отрыва от работы, и что можно сразу применять новые знания на деле с детьми.
Чтобы воспитатели осознанно использовали данный ресурс, мы стали отправлять их на обучение методикам пространственного моделирования. Очень удобно, что есть онлайн-программы, которые позволяют обучаться без отрыва от работы, и что можно сразу применять новые знания на деле с детьми.
Как вы проводите занятия с «Бабашками»?
Ольга Александровна: У нас в расписании стоит один час организованной деятельности с конструктором в неделю, а в свободное время дети строят каждый день.
Я сохраняю в своей работе традиции, которые мы разработали с коллегами из «Хорошколы», корректируя их в зависимости от собственной практики и замыслов. На занятиях мы с детьми знакомимся с различными объектами, обсуждаем, кто что о них знает, обмениваемся информацией друг с другом. Знакомство можем начать с просмотра видео, с чтения текста, рассматривания предмета или иллюстраций. В процессе рассуждений ребята вместе находят ответы на вопросы, ставят новые задачи, взаимно обогащаются опытом и знаниями.
Я сохраняю в своей работе традиции, которые мы разработали с коллегами из «Хорошколы», корректируя их в зависимости от собственной практики и замыслов. На занятиях мы с детьми знакомимся с различными объектами, обсуждаем, кто что о них знает, обмениваемся информацией друг с другом. Знакомство можем начать с просмотра видео, с чтения текста, рассматривания предмета или иллюстраций. В процессе рассуждений ребята вместе находят ответы на вопросы, ставят новые задачи, взаимно обогащаются опытом и знаниями.
Строительство чаще всего происходит в компаниях. Дети объединяются в мини-группы по три-пять человек. Каждая компания придумывает себе имя, и в зависимости от задачи дети приступают к совместной стройке. Это может быть работа по заданным условиям, по своему замыслу или восприятию, по изображению, по тексту, по рисунку и т. д.
После того, как время на постройку закончилось и компании убрали лишние детали, мы всегда ходим в гости друг к другу. Все встают и идут к компании «Бабочки», например, а хозяева показывают и рассказывают о своей постройке, отвечают на вопросы.
Мы стремимся, чтобы дети ходили в гости не только внутри группы, но и между группами. Этот обмен идеями и опытом очень ценен. Например, в прошлом году подготовительная группа построила огромный Колизей. В него можно было зайти внутрь вшестером и там посидеть. Другие группы детского сада приходили посмотреть, а потом стали возводить Колизей у себя.
После того, как время на постройку закончилось и компании убрали лишние детали, мы всегда ходим в гости друг к другу. Все встают и идут к компании «Бабочки», например, а хозяева показывают и рассказывают о своей постройке, отвечают на вопросы.
Мы стремимся, чтобы дети ходили в гости не только внутри группы, но и между группами. Этот обмен идеями и опытом очень ценен. Например, в прошлом году подготовительная группа построила огромный Колизей. В него можно было зайти внутрь вшестером и там посидеть. Другие группы детского сада приходили посмотреть, а потом стали возводить Колизей у себя.
Традиция ходить в гости сохраняется на других занятиях и переходит в естественную среду. Как-то мы строили с ребятами «Титаник», а один мальчик предпочёл отдельно строить замок из «Майнкрафта». Он постоянно подходил к другим детям и спрашивал: «А вы в гости придёте?»
И я понимаю, что вся еженедельная работа, урочные ритуалы и привычки приняты детьми. Они сами поддерживают эти правила в естественной среде. Это переходит в свободную деятельность, а там уже всё зависит от взрослого, от его поддержки, интуиции и критического мышления.
И я понимаю, что вся еженедельная работа, урочные ритуалы и привычки приняты детьми. Они сами поддерживают эти правила в естественной среде. Это переходит в свободную деятельность, а там уже всё зависит от взрослого, от его поддержки, интуиции и критического мышления.
Ольга Михайловна: Я хочу сделать акцент на том, что занятия с «Бабашками» помогают сформировать у детей качества и навыки, которые важны в жизни и дальнейшем обучении и выходят за рамки только конструирования. Например, умение выслушать, задавать вопросы, интересоваться тем, что делают другие. Дети получают признание коллектива. При работе с «Бабашками» это происходит естественно и влияет на самооценку ребёнка, помогает быть увереннее и смелее в любой другой деятельности.
Например, есть мальчик, Стас, который создаёт необычные дома и замки. Он любит звать в гости и рассказывать о своих сооружениях. Его постройки почти всегда симметричные, ровные, устойчивые. Дети, да и взрослые тоже, это замечают и восторгаются. Во время общей постройки ребята прислушиваются к Стасу, интересуются, как он выполнил тот или иной элемент, задают вопросы. Одногруппники знают, что Стас классно строит, и хотят учиться у него или строить вместе. Признание результата своего труда, реализованной идеи важно для ребёнка. Метод гостевания с самопрезентацией и задаванием вопросов создает возможность для такого признания.
Например, есть мальчик, Стас, который создаёт необычные дома и замки. Он любит звать в гости и рассказывать о своих сооружениях. Его постройки почти всегда симметричные, ровные, устойчивые. Дети, да и взрослые тоже, это замечают и восторгаются. Во время общей постройки ребята прислушиваются к Стасу, интересуются, как он выполнил тот или иной элемент, задают вопросы. Одногруппники знают, что Стас классно строит, и хотят учиться у него или строить вместе. Признание результата своего труда, реализованной идеи важно для ребёнка. Метод гостевания с самопрезентацией и задаванием вопросов создает возможность для такого признания.
Ольга Александровна: Часто бывают ситуации, когда один ребёнок начинает строить что-то своё, например, вертолёт, а второй вдохновляется идеей, и начинается игра. Я говорю: «О, у вас уже целая вертолётная станция здесь!» Задаю вопросы, и игра развивается дальше. Другие дети слышат эти разговоры и вовлекаются, начинают строить свои вертолёты.
Очень важно, чтобы конструктора было много. Детям нравится большое количество деталей. Они любят строить масштабные вещи. Это вызывает у них восторг и радость. Ребята становятся на стул, чтобы поставить наверх последние детали, и всей группой следят, упадёт или не упадёт.
Ольга Михайловна: Вообще, Сергей Владимирович часто повторяет, что одно из обязательных условий — избыточность материала. Если чего-то не хватает, это тормозит творческий полёт детей.
Как дети относятся к конструктору «Бабашки»?
Ольга Александровна: В большей степени с интересом и исследовательским азартом. Он позволяет реализовывать самые разнообразные идеи. Иногда детям достаточно одной детали, а порой они используют всё до последней бабашки. У нас есть разные конструкторы, и когда у ребят появляется свободное время для игры, они чаще выбирают «Бабашки». Это, на мой взгляд, основной показатель их отношения к нему.
В начале года мы часто строили из маленьких кирпичиков конструктора «БрикНик» на столе, потом переходили к «Бабашкам». Дети изучили возможности обоих конструкторов, и сейчас объединяют материалы в одной игре: строят из «Бабашек», а для украшений и мелких деталей используют конструктор «БрикНик».
В начале года мы часто строили из маленьких кирпичиков конструктора «БрикНик» на столе, потом переходили к «Бабашкам». Дети изучили возможности обоих конструкторов, и сейчас объединяют материалы в одной игре: строят из «Бабашек», а для украшений и мелких деталей используют конструктор «БрикНик».
Мальчики и девочки с одинаковым интересом вовлекаются в игру?
Ольга Александровна: Все дети разные, и в каждой группе ситуация отличается. В этом году мальчики больше строят, чем девочки, а в прошлом строили и девочки, и мальчики.
А что вам сейчас интересно в пространственном моделировании?
Ольга Михайловна: Есть история, которую мы ещё не полностью раскрыли — это абрисы. У детей интуитивно пока не возникает желание взять их и в кого-то превратить. Мы специально планируем различные ситуации, чтобы дети захотели использовать абрисы для создания разных образов. Ребёнку нужна помощь взрослого, чтобы понять, что деревянный человечек может стать тем, кем он хочет. Это открытие и ресурс для творчества ещё ждёт детей.
Как вы храните конструктор?
Ольга Александровна: Мы приобрели два стеллажа в комплекте, поэтому блоки удобно складывать. В начале года мы договариваемся с детьми, как безопасно использовать «Бабашки», и постепенно вводим правила уборки. Обсуждаем, где какие детали будут храниться и как сделать так, чтобы конструктор было удобно убирать. Вместе с детьми складываем всё в стеллаж и фотографируем. Я распечатываю фото на листе формата А3 и вешаю его как образец.
Благодаря такой системе дети легко и без споров убирают за собой. Они с удовольствием играют: «Я — доставщик, я привожу детали на склад, а ты разгружаешь».
Есть дети, которые проявляют особую педантичность. Если другие ребята случайно положат детали не на свои места, они сразу это замечают и следят, чтобы всё хранилось как надо.
Благодаря такой системе дети легко и без споров убирают за собой. Они с удовольствием играют: «Я — доставщик, я привожу детали на склад, а ты разгружаешь».
Есть дети, которые проявляют особую педантичность. Если другие ребята случайно положат детали не на свои места, они сразу это замечают и следят, чтобы всё хранилось как надо.
Есть ли у вас ещё какое-то оборудование «Бабашки»?
Ольга Михайловна: Да, у нас есть один физкультурный 3D-комплекс. Он расположен в зоне начальной школы, поэтому мы занимаемся на комплексе только на каникулах, когда к нему есть свободный доступ. Также в будущем хотим приобрести уличный мобильный комплекс.
Как происходит процесс закупки оборудования?
Ольга Михайловна: Наш менеджер Тамара Багаева регулярно присылает нам актуальные каталоги и информацию о новинках. Дальше делаем заказ. Все вопросы по документам и доставке решаются быстро через менеджера, с которым всегда на связи.
Как вы оцениваете стоимость оборудования?
Ольга Михайловна: Конечно, для учреждения это весомая сумма. Но мы понимаем, что конструктор из натурального дерева, экологичный, и на данный момент не имеет аналогов.
Материал при правильном хранении и использовании достаточно долговечный, и мы можем заниматься с «Бабашками» много лет, дополняя центр конструирования новыми элементами, которые появляются в компании. Дети любят этот конструктор, мы получаем развивающий результат, поэтому мне кажется, что стоимость вполне оправдана.
Материал при правильном хранении и использовании достаточно долговечный, и мы можем заниматься с «Бабашками» много лет, дополняя центр конструирования новыми элементами, которые появляются в компании. Дети любят этот конструктор, мы получаем развивающий результат, поэтому мне кажется, что стоимость вполне оправдана.
Какие советы вы можете дать педагогам, которые начинают работу с центром конструирования «Бабашки»?
Ольга Михайловна: Главное — не бояться брать конструктор в работу. Не думать, что если вы не владеете методикой, то нужно сначала всё изучить. Лучше дать конструктор детям как можно раньше, а дальше — наблюдать, что они с ним делают, познавать его ресурс и возможности вместе с детьми и коллегами.
Педагогу важно придавать ценность этой деятельности, обращать внимание детей на постройки. Это связано с признанием, о котором мы уже говорили.
Важно делиться с коллегами интересными подходами, приёмами, результатами наблюдений за детьми, гостевыми обменами между группами. И не забывать обогащать представления детей, рассматривая реальные здания, фотографии, энциклопедии по архитектуре.
Педагогу важно придавать ценность этой деятельности, обращать внимание детей на постройки. Это связано с признанием, о котором мы уже говорили.
Важно делиться с коллегами интересными подходами, приёмами, результатами наблюдений за детьми, гостевыми обменами между группами. И не забывать обогащать представления детей, рассматривая реальные здания, фотографии, энциклопедии по архитектуре.
Ольга Александровна: Дети любят рассказывать и хотят быть услышанными. Поэтому нужно запастись живым искренним интересом к тому, что они говорят и делают. Наберитесь терпения и слушайте, изучайте вместе что-то новое.
Бывает, дети интересуются такими вещами, с которыми вы и не сталкивались в жизни. Например, как устроен паровой двигатель. Я говорю: «Это интересно, давайте вместе изучим его и создадим макет такого двигателя?»
Важно обогащать впечатления детей и помогать развиваться с помощью конструктора. Учитесь наблюдать и старайтесь не вмешиваться активно в процесс, не перестраивайте созданное детьми, чтобы было «правильно». В «Бабашках» нет «правильно» и «неправильно», есть разные видения каждого из нас. И важно своим видением не нарушать представления ребёнка.
Сам конструктор «Бабашки» создаёт такую среду, где дети естественным путем начинают экспериментировать, строить, изучать его возможности. Взрослому важно поддержать ребёнка, при необходимости направлять и помогать ему, интересоваться тем, что он делает.
Бывает, дети интересуются такими вещами, с которыми вы и не сталкивались в жизни. Например, как устроен паровой двигатель. Я говорю: «Это интересно, давайте вместе изучим его и создадим макет такого двигателя?»
Важно обогащать впечатления детей и помогать развиваться с помощью конструктора. Учитесь наблюдать и старайтесь не вмешиваться активно в процесс, не перестраивайте созданное детьми, чтобы было «правильно». В «Бабашках» нет «правильно» и «неправильно», есть разные видения каждого из нас. И важно своим видением не нарушать представления ребёнка.
Сам конструктор «Бабашки» создаёт такую среду, где дети естественным путем начинают экспериментировать, строить, изучать его возможности. Взрослому важно поддержать ребёнка, при необходимости направлять и помогать ему, интересоваться тем, что он делает.
Если хотите узнать больше об оборудовании и получить каталог с ценами, оставьте заявку на консультацию со специалистом:
Оставить заявку