Безопасное и экологичное оборудование для детей: соответствует ФОП и ФГОС, развивает культурные привычки и утверждает самоценность детства.
Блог

Видимое и невидимое детской игры в домики

Мир детства — кто его создатель? Пожалуй, в большинстве случаев, взрослый. Выбирая или разрабатывая ту или иную продукцию для детей, взрослый руководствуется своим пониманием эстетики, практичности, маркетинговых стратегий, знанием возрастных психических и физических способностей и особенностей, личных предпочтений ребенка. Родители озабочены развитием ребенка и многие стараются как можно раньше начинать уделять этому внимание и время. Какие условия необходимы нашим малышам для полноценного проживания детства? Одним из таких условий является выстраивание эмоциональных связей и доверительных отношений. Также, чем младше ребенок, тем больше он нуждается в физическом (телесном) контакте со взрослым. Так в книге Э. Сингер и Д. Хаан «Играть, удивляться, узнавать» рассказывается о ряде исследований, направленных на изучение возникновения привязанности и о роли взрослого в этом.

Хочется отметить, что в последние годы наблюдается тенденция роста участия отца в воспитании, в совместном времяпрепровождении с ребенком. Так отечественные ученые провели анализ детского рисунка за последние 25 лет с целью «исследовать возможности рисунка для диагностики своеобразия социальной ситуации развития в современной семье». В результате чего сделали выводы, что «рисунки детей из полных и неполных семей по своим структурным особенностям относительно выделенных параметров инвариантны».

Были отмечены два характерных изменения рисунков:
  1. «Среди детей, воспитывающихся в полных семьях, явно уменьшилась доля тех, кто не рисует фигуру отца» как в рисунках мальчиков, так и девочек;
  2. «Эмоциональное состояние современных детей в семье можно оценить как более благополучное, чем у их сверстников 20 лет назад».

Что позволило зафиксировать «положительные изменения как в социальной ситуации воспитания детей в семье, так и в их эмоциональном самочувствии».

Стоит отметить, что ценно не только совместно проведенное время, а и его качество, совместно прожитые эмоции, новые впечатления.

Не редко от родителей можно услышать: «Я не знаю, чем его занять… Ему все скучно, не интересно… Он ничего не хочет делать…» Как быть в этой ситуации?

Попробовать ее изменить и создать условия для:
  • экспериментирования;
  • творчества;
  • игры.

Что может пригодится: прищепки, веревки, подушки, платки, шарфы, покрывала, любые другие ткани, короб с различной одеждой для ряженья, доски, стулья, столы, картон, картонные коробки, втулки от бумажных полотенец, малярный и обычный скотч, краски, кисти, веточки, палочки, шишки и многое другое.
Это совсем не значит, что взрослый превращается в аниматора, поставщика идей. При этом всем не мало важно довериться ребенку и дать право на:
  • выражение собственного замысла;
  • действовать по собственному плану;
  • самостоятельность, поддержать детское «я сам»;
  • выбор;
  • проявление инициативы;
  • возможность оставить начатое, чтобы спустя некоторое время «доделать», «доиграть»;
  • признание.

Не стоит забывать, что на ряду с занятийной деятельностью необходимо время и место для уединения.
С некоторого возраста для детей становится актуальным иногда уединиться. Примерно после трех лет малыши начинают строить домики, укрытия, норки из подручных материалов, при этом иногда запрещая в них вход и взрослым, и другим детям. Почему это так важно? Что это дает?

Зарубежные психологи в результате исследований, направленных на изучение поведения и эмоций детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет, выяснили, что в уединении особенно нуждаются дети, постоянно посещающие детский сад и/или живущие в большой семье, в других случаях — зависимо от индивидуальных характеристик и длительности пребывания в социуме.
При строительстве своего укромного местечка, его обуючивания дети удовлетворяют одну их главных потребностей — потребность в безопасности. И взрослым это не всегда может быть очевидным. Со стороны это может выглядеть как ничегонеделание, скучание. Ребенок растет, совершает собственные открытия, у него складываются представления о мироустройстве, себе, окружающих людях — это сложная работа для психики, которая требует отдыха, восстановления и накопления новых сил. Потому бывает так важно отгородиться от внешнего мира, где спокойно и уютно, понять свое состояние и ощущения. Обустроить свое местечко, оставить «свои следы» — это еще как способ заявить о себе, обозначить присутствия себя в этом мире — «я — есть».
«Ребенок обычно очень разнообразен в способах, при помощи которых он самоутверждается в пространстве дома, „населяет собой“ домашний мир. Он начинает с того, что везде, где ему хочется присутствовать, побывает: заглянет, пощупает, посидит, поваляется. Так он проживает пространство, наполнив его невидимыми, но сохраняющимися в памяти ребенка траекториями своих движений» (М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»).
В своем жилище у ребенка появляется возможность «жить» по своим правилам, устанавливать их, контролировать ситуацию.
Кроме того, «домик» часто становится местом для сюжетных историй, будь то ролевая игра, сочинение и рассказывание различных страшилок, фантазий. Для этого дети устраивают секретные места, штабы. Секретность такого пространства влияет на характер детских разговоров. Поговорить о тайных вещах можно только в тайном месте, в которое доступ посторонним ограничен. Происходит выстраивание не только внешних, но и внутренних границ. О том «зачем дети строят „штаб“?» прекрасно раскрывает М. В. Осорина в своей книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
Тема обустройства пространства, своего места в нем, является одним из направлений исследований детства. Так И. А. Крылова и А. Г. Филипова в статье «Домики и шалаши: „свои“ места у современных петербургских детей» делятся результатами исследования и отмечают, что современные дети 8−14 лет уже не так активны в строительстве, как их сверстники несколько лет назад (по материалам М. В. Осориной).
Если вернуться к разговору о детях младшего дошкольного возраста, то необходимо упомянуть и про домики, которые строят для своих игрушек и мальчики, и девочки. Они могут быть в несколько этажей с внутренним обустройством, исходя из собственных идей и фантазий ребенка. Их создание способствует развитию ручных умений, а игры с ними — развитию воображения, коммуникативных навыков и речевому развитию.
А у вашего ребёнка есть домик дома или в детском саду?

Приглашаем к участию в предновогодней лотерее педагогов с воспитанниками и родителей с детьми. Делитесь, какие домики строит ваш малыш!

«Домик дома и в саду» может быть сделан из всевозможных материалов, украшен и обустроен. Чем больше использовано полифункциональных материалов, тем лучше. Взрослым допустимо оказывать посильную помощь, но замысел и основное его воплощение остается за ребенком. Постройки могут быть как индивидуальные, так и групповые. И, конечно же, ждем фото, видео ролики, рисунки этого увлекательного процесса от идеи до модели. Важно, чтобы съемка не носила постановочный характер.
Литература

1. Крылова Ирина Алексеевна, Филипова Александра Геннадьевна ДОМИКИ И ШАЛАШИ: «СВОИ» МЕСТА У СОВРЕМЕННЫХ ПЕТЕРБУРГСКИХ ДЕТЕЙ // Комплексные исследования детства. 2022. № 3.
cyberleninka.ru/article/n/domiki-i-shalashi-svoi-mesta-u-sovremennyh-peterburgskih-detey

2. Осорина, Мария. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — Санкт-Петербург: Питер, 2021. — 440 с.: ил. — (Психология. The Best). ISBN 978−5-4461−1357−6
bookap.info/genpsy/osorina_sekretnyy_mir_detey_v_prostranstve_mira_vzroslyh

3. Собкин, В.C., Рябкова, И.А., Созинова, И.В. (2024). Эмоциональное самочувствие ребенка-дошкольника в семье (по материалам психологического анализа детских рисунков). Современное дошкольное образование, 121(1), 4−18.
cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-samochuvstvie-rebenka-doshkolnika-v-semie-po-materialam-psihologicheskogo-analiza-detskih-risunkov
Методические статьи