Безопасное и экологичное оборудование для детей: соответствует ФОП и ФГОС, развивает культурные привычки и утверждает самоценность детства.
Блог

ДМФК — осознанный риск, игра, движение

Деревянный мобильный физкультурный комплекс, кажется, что его использовать можно только на прогулке, ведь он такой большой, и мы привыкли, что дети активно двигаются, находясь на улице. Сегодня мы расскажем, как педагоги используют ДМФК и когда и почему переносят его в спортивный зал, в группы. Узнаем, как влияет на развитие детей такое всесезонное использование ДМФК.
Елена Арепьева — воспитатель детского сада «Бэлэкэч» (г. Альметьевск, Республика Татарстан) рассказывает.
«Уже в течение нескольких лет веду работу с уличным ростовым конструктором от компании «Бабашки». В этом году у меня и у детей новый опыт: мы принесли ДМФК в группу. Расскажу, с чего всё началось.

В декабре 2023 года мы с руководством детского сада решили поменять среду группы и наполнить её в большей степени полифункциональным материалом. Нам важно, чтобы наши дети играли, чтобы развивалась активно спонтанная игра. Поэтому в нашей группе нет игрушек — кукол, машинок, посудки. Есть в большом объёме полифункциональный материал: шишки, камушки, ткани разных размеров, деревянные спилы, палочки от мороженого. И, конечно, два набора для моделирования «Бабашки» и абрисы. На прогулочной площадке к полифункциональному материалу ещё добавили ДМФК, который дети используют и для двигательной активности, и как материал для постройки, игры, и для личностного развития».
Действительно, ДМФК очень популярен среди педагогов, которые работают в методике Сергея Реутского «Школа диалога с препятствием». Комплекс, в отличие от МАФов, трансформируемое оборудование, это значит, что интерес детей долгое время не пропадёт, а также позволит осуществлять свои замыслы для разных детских игровых потребностей. А их у детей, если не тормозить воображение, бесчисленное множество.

У ДМФК широкие возможности для двигательной активности. Можно организовать испытания своих возможностей, усложняя или просто по-иному создавая пространство. Важно отметить возможности деревянного мобильного физкультурного комплекса в социальном и личностном развитии. Он помогает развивать инициативу и ответственность: ребёнок учится осознанному риску, активно коммуницируют, обучаются взаимодействию и эффективному разрешению конфликтов.

Как быть, если погодные условия не позволяют в полной мере использовать ДМФК круглый год. Есть несколько вариантов решений. Например, расположить комплекс под навесом. Или использовать его в физкультурном зале и даже в группе. Елена Арепьева делится своим опытом, какой выход они нашли для решения использовать комплекс круглый год.
«Так как погода в зимний период не даёт возможности активно работать детям на открытой площадке, мы, уличный ростовой конструктор, занесли в группу. Ребята моей группы эту идею с Комплексом приняли с восторгом. У нас не бывает ни дня без построек. Ребята строят различные полосы препятствия, игровые площадки, дома, используют их и совместно с бабашками. Также Комплекс задействован и в проектной работе: „Пожарная часть“, „Балансир“, „Зимние забавы“, „Транспорт“. Комплекс помог детям в реализации их идей, за счёт обогащения вариативности среды. А нам, педагогам, в развитии детей, в решении педагогических задач».
Какие задачи реализуют педагоги, используя ДМФК в зимний период в группе?

  • дети не теряют двигательные навыки, приобретённые при активном взаимодействии с ДМФК;
  • придерживаясь круглый год выработанным правилам, соблюдают их как на уличной площадке, так и в группе, что активно способствует развитию саморегуляции у детей;
  • развивается физическая выносливость;
  • у детей есть возможность учиться осознанному риску не только на улице, но и в группе;
  • дети обыгрывают ситуации с созданными конструкциями, что ведёт к расширению репертуара спонтанной игры.

Многие знают: работа с мобильным физкультурным комплексом построена на методике Сергея Реутского «Школа диалога с препятствием», с помощью которой взаимодействие с ДМФК становится образовательным процессом. Для того чтобы риск у детей был осознанный, для создания безопасных условий, как для детей, так и для педагогов, Дарья Барышева — руководитель студии «Умная физкультура» (г. Дмитров, Московская область), методист компании «Бабашки», предлагает использовать игры на полу. Работа на полу, до того, как дети будут использовать ДМФК, важная часть процесса, считает Дарья.
«Прежде чем пойти на высоту, далеко от педагога, мне важно, чтобы дети могли себя удерживать здесь, конкретно, у меня на полу, около меня, и только потом я могу в логике удаления постепенно от них уходить. Но только когда я уверена в детях. И тогда наша прогулка, наш процесс, наша любая деятельность становится безопасной».
Дарья Барышева предлагает ряд заданий, которые позволят ребёнку научиться слышать задание, легко переключается от одного упражнения к другому.
«Начнём с игровых команд. Проверяем, может ли остановиться — замереть. А вот уже более сложное задание, состоящее из нескольких условий: после команды «пожалуйста» нужно дотронуться правым ушком до стены, дойти пауком до матов, вернуться прыжками на 1 ноге и пожать приятному человеку руку. Наблюдаем за удержанием задачи, воздерживаемся от нотаций во время исполнения. В заключение предлагаем поднять правую пятку вверх. Смотрим, кто вспомнил про ушко в начале задания? Далее, помашите рукой тому приятному человеку, которому пожали руку. Так, мы тренируем память и взгляд в себя. Работа с саморегуляцией развивается, когда я отвечаю сам себе на вопрос, сделал ли я это и как? Очень важное правило — я фокусируюсь на то, что у детей получилось, даже если это маленький кусочек. Дети любят присоединяться к тому, кого хвалят — о, Егора похвалили, хочу, чтобы меня тоже похвалили.

Если ребёнок справляется, мы можем быть уверены, что в ситуации риска мы сможем общаться с ребёнком. Учим соотносить ребёнка, свои возможности с возникающими препятствиями. Для этого играем в игры, где речь является регулирующей. Что это значит? Выбираем упражнения на полу, где ребёнок может попросить увеличить/снизить скорость, или поднять, опустить препятствие. Например, прыжки через верёвочку, которую крутят взрослые. Можно быстро, а можно высоко. Ребенок оценивает свои возможности, подстраивает темп под себя, буквально используя слова: верёвочка, крутись медленнее (тише, ниже). Такой приём предоставляет детям возможность выбрать уровень сложности себе по плечу, научаясь адекватно их оценивать. Работа на полу, готовит детей к разумному риску, а педагогам помогает решать задачи безопасности».
У инструктора по физической культуре Анны Жидковой, из города Костромы есть опыт переноса ДМФК в группу раннего возраста. Казалось бы, рискованный эксперимент. Важную роль играет педагог. Он находится в позиции наблюдателя, который удерживает развивающую педагогическую задачу. Несмотря на то что педагог не руководит деятельностью детей, он всегда прогнозирует действия детей, сопровождая их речью. Это особенно нужно в группах, где детям 2−3 года. Такой подход помогает детям раннего возраста осознавать свои действия. Вот пример такого речевого сопровождения: покажи Варе, как ты играешь. О, всё развалилось! Ты сейчас встал на доску. Коля полез по ступенькам вверх.

Анна Жидкова поделилась:
«У нас ДМФК не стоит в одной группе. Мы комплект поделили на несколько групп. У малышей есть стремянка, трап. В других — октаэдр, стремянка, козлы, лестницы. Главной задачей использование в зимний период ДМФК в группах детского сада, это сохранений актуального уровня работы в сложном пространстве. И тут мы, конечно, перекликаемся в целях и ценностях с педагогами из Альметьевска.

Ещё нам важно, чтобы дети не забывали, какой вес у этого оборудования, какую стремянку, какую лестницу нужно нести вдвоём, а что можно и одному. Это развивает у детей проприоцепцию — ощущение своего тела и его возможностей, что очень важно для развития детей раннего возраста.»
ДМФК, на первый взгляд имеет одну функцию — обогатить уличную среду. Но это на первый взгляд. В грамотных руках педагога ДМФК — это полифункциональное оборудование, которое помогает реализовывать игровые замыслы детей. Использовать как физкультурное оборудование в группе, развивает у детей осознанный риск. Для создания сложного пространства, как в группе, так и в холле образовательного учреждения. А ещё, это прекрасное оборудование для двигательной активности детей раннего возраста.
Методические статьи