Безопасное и экологичное оборудование для детей: соответствует ФОП и ФГОС, развивает культурные привычки и утверждает самоценность детства.
Мобильный ростовой конструктор «Соты»:
Столярная мастерская:
Швейная мастерская
Скоро!
Блог

«Приключения Буратино» или «Восхождение вниз»

Каждый год я провожу театральную неделю с детьми. Прикоснуться к миру театра можно по-разному, одна из доступных форм для детей — это знакомство с художественной литературой и я решила читать детям про театр, казалось, знакомую им историю о Буратино1.
1 Вплоть до 1935 года Алексей Толстой писал книгу о Пиноккио, Буратино возник спустя год с начала написания сказки, и возник он с легкой руки Самуила Маршака. «С благословения Маршака пишу на ту же тему, но по-своему», — сообщал Толстой. Перевод «Приключений Пиноккио» не пользовался большой популярностью среди советского читателя. В январе автор начал работать с переводом, осенью народилась своя сказка и позже Пиноккио превратился в Буратино.

Здесь и далее комментарии С. В. Плахотникова, директора компании «Бабашки»
Каждый день недели был особенный. Дети знакомились с миром театра как будто наяву. Профессию гримера дети осваивали самостоятельно. Использовали аквагрим. Создавали образы животных и любимых героев. В день смеха дети пробовали себя в роли клоуна, фокусника. День шляп помог застенчивым детям преобразиться и почувствовать себя свободнее. И наконец день костюмов. Костюмы дети делают вместе с родителями и весь день находятся в образе задуманного героя. В этот день дети решили разыграть сценки из сказки про деревянного человечка2.
2 История, сочиненная Коллоди, вводит нас в мир ребенка и его трансформации. Жизнь столяра и его создания представляется по одной из версий как аллегория жизни Христа. Так «каждый образ человека и животного, каждый предмет и ситуация в истории Пиноккио имеют свою аналогию в Евангелии: Крещение (старик в ночном колпаке выливает таз воды на голову Пиноккио); Тайная Вечеря (в таверне „Красный рак“); Ирод — это владелец кукольного театра Манджофоко (пожиратель огня) и даже сделанный из хлебного мякиша колпак Пиноккио связывается с Причастием» (Кальвино.И. вечно юный Пиноккио // Курьер ЮНЕСКО. 1982, июль. С. 12). И что уж говорить о путешествии героев сказки во чреве гигантской рыбы, подобно пророку Ионе.
Сказку мы читали в основном пред дневным сном. Иллюстрации не показывала3. Когда спросила кому читали «Приключения Буратино», то никто не ответил. Предложила нарисовать деревянного человечка как дети себе его представляют.
3 Это крайне важное уточнение. Часто иллюстрации мешают работе воображения, и их важно предъявить детям после того, как у них сложится впечатление от прочтения. Понятно, что редкий ребенок не встречал Буратино, но все же детали образа, считанные со слуха могут превалировать.
Обсуждая, прочитанный фрагмент сказки, я поняла, что дети не были в пещерах. Применила прием социоигрового стиля «Кто знает? Это я!»4 Оказалось, что в пещерах была только я и Захар.
4 Дети встают в круг. Педагог задает вопрос, к примеру: «Кто по дороге в садик видел птицу?» Дети, которые готовы ответить утвердительно, делают шаг вперед и говорят: «Это я!» Если дети сидят на стульчиках, то могут встать и сказать: «Это я!». Чем более интересные и открытые вопросы, тем больше дети узнают друг о друге и у них появляется повод поделиться своим опытом по теме вопроса.
Предложила детям найти информацию. Ярослав с мамой приготовил рассказ и поделился с нами. Так мы узнали об образованиях в пещерах сталактитах и сталагмитах. Тут же применили наш любимый приём «Театр на занятии»5. Я предложила детям показать пещеру. Сначала в командах, в которые мы объединились с помощью игры «Встань по пальцам»6. Но в командах пещеры не получались. И я предложила всем вместе сделать одну пещеру. И больше не вмешивалась. Дети высказывали разное: «со самых больших, со самых маленьких», «не получится вообще», «от самых маленьких до самых больших», «да мы просто десять тысяч минут потратим»… И все-таки, не переставая общаться друг с другом, иногда споря, ребята соединили руки парами и сделали пещеру.
Иногда доходит до смешного. Так педагог может спросить: «Кто похож на Буратино?» или «Кто сегодня чистил зубы пальцем?» Вопросы могут следовать один за другим.

5 В данной ситуации не совсем понятно, что имеет в виду автор, но в арсенале социоигровой технологии достаточно приемов, в которых детям приходится замирать в определенных позах и мизансценах, начиная с просто реакции на команду «Замри», до сложных обсуждений «оживающей картины», когда участники выстраивают из своих тел какой-нибудь художественный образ и по команде этот образ оживает, к примеру «Богатыри» Николая Васнецова или «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина. На видео, представленном Мариной Типикиной хорошо видно, как дети договариваются, ища подходящие позы для создания пещеры, сталактитов и сталагмитов.

6 «Исходное положение: все сидят, педагог, закрыв глаза, (а лучше — отвернувшись), поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Он было показано открывает глаза или поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев. Во время выполнения упражнения каждому из учеников нужно быстро сориентироваться, и если количество стоящих меньше заданного, встать самому, если больше, и он сам стоит, то непременно сесть. Осо6о сильный накал возникает тогда, когда педагог задает единицу. За короткое время счета до трех два-три ученика то встают одновременно, то, не уловив решения партнеров, одновременно садятся, считая себя лишними. С развитием внимательности к поведению партнера ученики уже без особых затруднений справляются с самыми каверзными числами «1» и «10».

По книге Под редакцией В. М. Букатова Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников.
Смотрели немое кино7 про пещеры. Зрелище вызвало восторг у детей: «Это медуза, это волосы, на волос похоже, это хаос (или хаус), акула, город реально, это на зубы похоже, ёлка белая, это похоже на клещи краба, на кота, крестики нолики, зубы длинные как у вампира, меч, алмазный меч, на кочергу, на зубы, кристаллы!» Дети перекрикивали друг друга.
7 «Немое кино» — техника предложенная А. Н. Юшковым для наблюдения за поведением живых существ. Детям демонстрируется фрагмент видео без звука. В процессе просмотра зрители начинают бурно реагировать, комментируя увиденное. Внутренняя речь вырывается наружу… Дети становятся невольными комментаторами наблюдаемого.
Костя рассказал нам про болота. Задала детям вопрос: «Чем похоже болото и пруд из сказки?» Ответы детей: «есть лягушки, черепахи, там есть пиявки». Из пластилина создали своё болото и нарисовали пруд8.
8 Для развития темы можно воспользоваться книгой Виталия Бианки с иллюстрациями Юрия Васнецова «Болото». Книга интересна тем, что текст книги Бианки написал после появления иллюстраций.
Постепенно появились книги разных издательств и иллюстраторов Леонида Владимирского и Латифа Казбекова9.
9 Неплохо еще воспользоваться иллюстрациями Аминадава Каневского. Важно, чтобы на одну ситуацию из книги было несколько иллюстраций разных авторов, что задает план вариативности художественных трактовок.
Задала вопрос про очаг и холст. Что такое очаг не знали, а про холст Ярослав сказал, что это ткань. Вернулись к тексту и иллюстрациям. В книгах по-разному художники изобразили очаг. Мы же решили экспериментировать с разной основой для рисунка. Ткань, бумага, полиэтилен. Для ткани гуашь смешивали с солью. Федя придумал рисовать дым салфетками. Мы попробовали проткнуть наши разные холсты палочками. Получилось только очень тонкой и острой. Тогда как Буратино проткнул холст своим носом?10 Это вопрос остался пока без ответа. Ещё меня порадовало, что дети легко справились с такой объемной работой.
10 Крайне интересная ситуация с носом Буратино и холстом. Дети озадачиваются вопросом, который пока неразрешим. Странности в тексте (понятие в литературоведение введено Виктором Шкловским) создают точки притяжения для читателя и то, как они разрешатся во многом зависит от жизненного опыта детей, их способности слышать других, обмениваться точками зрения. Вячеслав Букатов, разработав драмогерменевтический подход к организации понимания текста, отмечает, что странности разрешаются в сюжет.
Говорили о видах театра. Дети в основном называли кукольный театр, «театр, где за ниточки дергают», «игрушки на палках», «театр со дрессированными зверями дикими». Предложила с помощью бабашек и трафаретов обвести и нарисовать театр, и довести до узнаваемого образа.
Сказка прочитана. Поговорили по тексту. Вопросы: «Что произошло? Что случилось? Сколько было животных? Какие животные? Сколько кукол? Что есть в сказке и в группе? Что странного было в сказке? Кто хорошие герои? Кто плохие? Какой вначале был Буратино? Каким стал? Изменился ли?

Через некоторое время после обсуждения возник вопрос: «Мальвина кукла или девочка?» В тексте говорится про девочку с голубыми волосами. Дети решили, что Мальвина девочка.
В саду нашлись иллюстрации Леонида Владимирского. Моя коллега Ольга Дмитриевна Пиманова подала идею разложить иллюстрации по сюжету как помнят дети. Я сказала, что Карабас Барабас порвал книгу и перемешал страницы. И предложила детям восстановить историю как они помнят, не подглядывая в книгу. Но … я увидела иллюстрации только утром и не рассмотрела их в очках, а там была нумерация страниц. И дети, конечно, начали подбирать картинки по цифрам. Как мы говорим: «Ура ошибка!». Моя ошибка. А получилась что математика помогла детям восстановить сюжет.
Во время съёмки момента, когда дети искали подходящие картинки, я увидела как общаются два мальчика друг с другом. Один мальчик ребенок с ОВЗ, его познавательный интерес не сформирован, речь не развита, гиперактивный. Но здесь он участвовал вместе с детьми, и одна картинка его заинтересовала.

Рассматривали картинку с другом и разговаривали. «Он просто упал?» — «Он убегает». — «От кого? А это?» -«Собака». — «А это?» — «Буратино. Убегает от них». Меня этот диалог очень порадовал.
Мы начали строить. Обсудили с детьми что происходило в сказке с Буратино. Когда обсуждали в кругу, то передавали ход с помощью игры «Кулачки». Желающие сказать выставляют кулачок, а передающий ход касается своим кулаком кулачка товарища, выбирая следующего говорящего.
Нарисовали и наметили схематично буквами места, которые хотим построить. Я тоже участвовала в обсуждении. Решили построить коморку Карло, полянку и домик Мальвины, страну Дураков, пруд. Объединились в команды с помощью игры «Молекулы». Игра помогает собраться команде не из одних и тех же детей. Команда «Молекулы по три!» и пять компаний готовы11. Затем разрезали схему на фрагменты и посыльные из команд взяли перевёрнутую карточку с нарисованным объектом. Так дети выбрали будущую постройку по жребию12. Обсудили в командах что можно построить.
11 «Собраться по хлопкам» или «Молекулы» — это игровой прием, который основан на быстроте реакции и способности ловко менять состав группы. Так ведущий хлопает два раза — два человека встают, взявшись за руки и подняв их вверх, снова хлопает два раза — пары должны смениться, каждый меняет партнера. Ведущий может хлопать и три, и четыре раза, в зависимости от того, сколько человек он хочет объединить в группу. Игра азартная, иногда остаются те, кто не попал в компанию, тогда его принимают по желанию…

12 Доверие жребию — это важная способность человека принимать решение в ситуации конфликта интересов. Поступать по жребию — это своего рода жертва со стороны человека, он отдает возможность принятия решения воле случая или Богу, зависит от веры.
Затем несколько детей нарисовали общую схему постройки.
Здесь ребята добавили еще один объект — пещеру. В которой пряталась Мальвина с друзьями. В этот день ребята начали строить каморку Карло, пруд, страну Дураков, полянку и домик Мальвины. Строить остались самые стойкие. Харчевню строить было некому, но ребята так и не вернулись к ней. А вот пещеру построили. Во время стройки дети пробовали разные варианты. Так Диана использовала стол сначала вверх ножками (мы обсуждали, что каморку можно построить на возвышении), а затем перевернула стол. Так смогли повесить холст с очагом.
Домик Мальвины и полянку строили мальчик и девочка, которые никогда вместе не играют. А к моему удивлению построили быстро и дружно13.
13 Интересно, как совместной продуктивной деятельности распределяется инициатива, часто те, кто был в тени, неожиданно для всех становятся активными, начинают больше говорить, проявляться в замысле. Зачастую, это связано с отсутствием внешней оценки, необходимости соответствовать чужим ожиданиям.
Пруд Федя строил практически один. И перила мостика из плашек всё время падали. София пришла на следующий день и я увидела как она помогает скреплять скотчем плашки.
Страна Дураков у Ярослава никак не получалась. Что-то не заладилось. Спросила ребят: «Что было день или ночь, когда Буратино отправился в город Дураков?» Задумались. Вернулись к тексту. Поняли, что ночь. Тут дети начали спорить, как зовут кота Базилио или Бразилио? Даже получилось две компании. Выяснили, с какой страной созвучно имя Бразилио — с Бразилией. Решили, что такой герой имеет место быть в нашей сказке, как брат кота Базилио. Захар сказал: «И он ещё хулиганее!»

Предложила использовать черное основание для постройки города Дураков. Использовали бумажный пакет черного цвета.
Пещеру строил Ярослав.
Обсудили с детьми, чего еще не хватает в нашей сказке. Что же открыл золотой ключик? Поговорили о новом театре Буратино и Карло и театре Карабаса Барабаса. Один театр веселый и красивый, а другой грустный14.
14 В «Золотом ключике или приключениях Буратино» Толстой изображает два театра, две крайние противоположности: театр Карабаса Барабаса, где царит принуждение и театр новый, в котором Буратино собирается «играть самого себя», где сами актеры хозяева сцены. У этих двух совершенно разных театров есть свои прототипы, со одной стороны — это театр Мейрхольда, а с другой, театр нового времени, возможно, непрофессиональный. Подробнее об этом можно прочитать в книге Мирона Петровского «Книги нашего детства», изданной в Санкт-Петербурге в 2008 году.
Диана не перестает удивлять. Как сделать кулисы в театре подсказала я. А вот прикрепить ленточки для раздвижения кулис это задумка Дианы. «У меня есть мысль!» — её любимое выражение.
Почти месяц дети проживали историю про деревянного человечка Буратино. Слушали сказку и свои впечатления и переживания отражали в повседневной жизни. Так в День костюмов Полина была в образе Буратино и бумажным носом пробовала наколоть макаронину за ужином. И у неё получилось! Всем стало весело. А придуманное имя для кота Базилио, созвучное со страной Бразилией, привело в восторг ребят и сподвигло самостоятельно искать в тексте и читать вслух отрывок про кота. А спор про время суток на поле Чудес помог детям моделировать город Дураков. Я увидела как дети по-своему видят иллюстрации художников. «Он убегает! Убегает от них!» — говорит Владик про Буратино показывая на картинку где герои спускаются по лестнице навстречу счастью. А решение построить театр Карло на возвышении! И правда, почему в сказке театр в пещере, внизу?15

А наш театр под небом голубым!
15«Склонный к мистификациям писатель разыграл как-то в Кисловодске простока-курортника: «Толстой уверил его, будто высочайшая из вершин Кавказа называется «Алла-Верды» и что вечером состоится восхождение. «Алла-Верды», — объяснял К. Чуковский, — кабачок, или, вернее, шашлычная, приютившаяся не на горе, а в низине. Вечером мы втроем совершили «восхождение вниз».

— Почему вниз? — удивлялся всю дорогу простак.
— Диалектика, — совершенно серьезно отвечал Толстой".

Подробнее о теме «восхождения вниз» и о том, что движение вниз приводит наверх можно прочитать в книге «Книги нашего детства» на страницах 294−295.
Работа с художественным текстом и иллюстрациями