«Экспериментирование ребёнка с исследовательской игрой — это деятельность, где исследование, интеллект и творчество теснейшим образом взаимодействуют и результаты познания определяются гармоничностью этого взаимодействия.
Исследовательское поведение — действие, требующееся в условиях высокой новизны, неопределённости и свободы выбора.
Создание исследовательских игр — особое искусство. Их изобретатель сознательно или несознательно ставит перед собой задачу сделать так, чтобы другой человек, играя с ними, проявил как можно более разнообразную исследовательскую активность и приобрёл как можно более разнообразную информацию в процессе самостоятельного поиска.
Эти игры должны вызывать интерес ребёнка и содержать как можно более широкие возможности для выявления скрытой в них информации. По мере нарастания разнообразия исследовательских действий ребёнка такая игра должна раскрывать всё новые и новые, до этого не очевидные возможности, свои скрытые свойства и связи, их всё более глубокие слои. Ни тесты интеллекта, ни даже традиционные тесты творчества обычно не предполагают таких возможностей».