Про песок

Часто песок смешан с глиной, считается, что песок без примесей больше подходит детям, поскольку не пачкает руки и обладает лучшей сыпучестью. Но именно эта сыпучесть не слишком детям по душе, поскольку мешает воплощать их смелые планы. Выручает детей доступ к воде. Вода позволяет как скреплять песок, структурируя его на фракции, элементы (например, формовать с помощью формочек), так и превращать в «грязь», жижу, позволяющую преодолевать брезгливость и в символической форме переживать темы управляемой текучести, вязкости и очищения. Сухой песок по большей мере хаотичен, его сыпучесть подходит разве что для наполнения разных объёмов. Внимательный педагог не раз наблюдал, как дети докапываются до влажного песка, разгребая сухой.

Как-то нам с женой посчастливилось прогуляться глубоко по Синайской пустыне. Помню, радости и удивлению не было предела. Кроме выветренных и причудливых пород, будящих воображение, поразила текстура мелкого песка, его плотность и какая-то нежная тактильность. Не скрою, мешок этого волшебного вещества мы привезли с собой в Москву. Тот песок до сих пор наполняет небольшую песочницу, в которой мы время от времени создаем свои миры. Сыпучесть синайского песка символизирует вечность, он никогда не просыплется и его не счесть как звёзд.
Поскольку влажный песок похож на тесто, то дети часто ассоциируют его с едой, в символической форме переживая приготовление пищи и кормление. Это образ заботы. Дети не раз угощали меня пирожками, и я ел с удовольствием, причмокивая, тщательно пережевывая… Тут важно не имитировать на расстоянии, а действительно поднести еду к самым губам так ловко, чтобы дети приняли факт чудесного превращения.
Поскольку влажный песок похож на тесто, то дети часто ассоциируют его с едой, в символической форме переживая приготовление пищи и кормление. Это образ заботы. Дети не раз угощали меня пирожками, и я ел с удовольствием, причмокивая, тщательно пережевывая… Тут важно не имитировать на расстоянии, а действительно поднести еду к самым губам так ловко, чтобы дети приняли факт чудесного превращения.
Про песочницу

Конструкции и формы песочниц могут быть самыми разными. Идеальная форма — это её отсутствие формы, просто гора песка, но тут заботливые взрослые оказываются в ловушке норм, песочницу важно беречь от посягательств котов и кошек, а гору не укроешь. Некоторые отчаянные педагоги насыпают холм и трамбуют, называя это пространство «элементом геопластики». Так дети могут заезжать на велосипедах на такой холм, скатываться, сбегать, зимой это естественная горка для скольжения… в некоторых местах у такого рукотворного холма могут появиться растения, но главное — холм можно копать.
Обычно же песочницы квадратные и интерес к ним постепенно у детей угасает, поскольку возможности квадрата в данной ситуации крайне ограничены. Дети сидят спинами друг к другу, толкаются… тут негде развернуться, стеснённость приводит к обидам и ссорам. Часто по периметру образуются стихийные кухни по лепке пирожков и куличиков, и их качество зависит от возраста. Грустно смотреть на то, что размеры песочниц не меняются от возраста к возрасту. Песочницы не растут вместе с детьми, что связано с недальновидностью застройщиков или ограниченностью средств у детского сада.
Обычно же песочницы квадратные и интерес к ним постепенно у детей угасает, поскольку возможности квадрата в данной ситуации крайне ограничены. Дети сидят спинами друг к другу, толкаются… тут негде развернуться, стеснённость приводит к обидам и ссорам. Часто по периметру образуются стихийные кухни по лепке пирожков и куличиков, и их качество зависит от возраста. Грустно смотреть на то, что размеры песочниц не меняются от возраста к возрасту. Песочницы не растут вместе с детьми, что связано с недальновидностью застройщиков или ограниченностью средств у детского сада.

Прямоугольные песочницы лучше, их диагонали позволяют детям более комфортно размещаться внутри, появляется «даль», «тут» и «там», «туда» и «обратно». У детей появляется хоть какая-то возможность развернуться друг к другу. Конечно, об оптимальной длине приходится только мечтать. По моим наблюдениям пяти- или семиметровые песочницы шириной от 80 до 100 см радуют детей больше, они могут пристроиться с двух сторон и строить в длину напротив друг друга, разговаривая, ведя разговоры по делу или разыгрывая сюжет. Более того, по такой песочнице может течь река, по ней могут плыть корабли из точки «А» в точку «В», а не курсировать по кругу. Такие песочницы возможно укрыть, и есть еще одно важное обстоятельство — они могут зонировать площадки вместо традиционных кустов, позволяя общаться детям близких возрастов в игре и продуктивной деятельности.
Про важные мелочи
Важно отметить, что песок помогает детям «войти в контакт» с самими собой и друг с другом, часто бессознательно выражая то, что словами ещё не оформлено. Играющие в песочнице дети проделывают путь от хаоса к целостности, укрепляя стены замков и каньонов, прокладывая дороги, привнося в песочницу другие природные материалы: листики, ветки, шишки, разные плоды, раковины, камни и т. д.
Для того, чтобы песочница «зажила», рядом с ней важно оборудовать место хранения природного материала, включая полиэтиленовые пакеты, которые дети используют для укрепления дна создаваемых рек. Не секрет, что вода «уходит в песок», как время ускользает от нас, просыпаясь в песочных часах. Дети кладут пакеты на дно рек и озер присыпают их песком и камнями, заливают водой…
Для того, чтобы песочница «зажила», рядом с ней важно оборудовать место хранения природного материала, включая полиэтиленовые пакеты, которые дети используют для укрепления дна создаваемых рек. Не секрет, что вода «уходит в песок», как время ускользает от нас, просыпаясь в песочных часах. Дети кладут пакеты на дно рек и озер присыпают их песком и камнями, заливают водой…

МБДОУ «Детский сад № 115» г. Владивосток, старшая группа «Почемучки». Эксперимент на прогулке. Возникла проблема сама, вырыли ямку и захотели налить воды, она уходила. Я попросила подумать, что нужно сделать, чтобы вода не уходила? Сначала положили камни — уходит. Потом листики — уходит. Марк нашёл пакет в коробке с полифункциональным материалом и сказал, что сейчас точно не уйдёт. Проверили — не ушла. Идея брать с собой полифункциональный материал вроде простая, но гениальная! Сегодня собрала утром полную коробку, вынесли на улицу и дети всю прогулку варили, строили, закапывали клады. Девочки закапали баночку с цветами, завтра хотят выкопать.
Надежда Кускова
Верёвки разного диаметра и длины помогают детям с траекториями движения, они задают необходимые переплетения всевозможных коммуникаций. Обрезки пластиковых труб становятся колоннами, направляющими для воды и иными элементами конструкций. Дощечки (от 10 до 50 см длиной) увеличивают вариативность построек — возводятся мосты через реки и каналы, у домов появляются крыши и стены, дети создают простой транспорт и многое другое.
Педагогу важно иметь с собой секатор, чтобы нарезать брёвнышки из сухих веточек одинаковых по длине и диаметру, из них дети мостят дроги и строят заборы, стены домов, создают орнаменты, а из сухих веток рождается лес.
И непременно нужно выносить на прогулку коробку с фигурками людей, животных и сказочных персонажей, с небольшими машинками и другим транспортом… Неизвестно в каком масштабе дети затеют игру.
Педагогу важно иметь с собой секатор, чтобы нарезать брёвнышки из сухих веточек одинаковых по длине и диаметру, из них дети мостят дроги и строят заборы, стены домов, создают орнаменты, а из сухих веток рождается лес.
И непременно нужно выносить на прогулку коробку с фигурками людей, животных и сказочных персонажей, с небольшими машинками и другим транспортом… Неизвестно в каком масштабе дети затеют игру.

Игра в песочнице может отражать интересный и важный путь: изначально хаотичная сцена постепенно приобретает структуру, смысл, форму. Возникают ландшафт и объекты, задающие содержательное наполнение игры — этот процесс визуализирует внутреннюю работу детей со своими впечатлениями и переживаниями. Именно это и не должно ускользнуть от внимательного взгляда педагога.
Искусственный интеллект вам в помощь
Если правильно поставить вопрос перед искусственным интеллектом, то он, превратившись в помощника, а не диктатора, подскажет ряд ракурсов, на которые возможно обратить внимание при поддержке детей в процессе игры в песочнице. Не как терапевтического средства, но как педагогического инструмента, способного поддержать детское воображение. Я слегка отредактировал предложение цифрового мозга и предлагаю темы/ракурсы для вашего рассмотрения. Возможно, они кому-то помогут, натолкнут на новые идеи.