Безопасное и экологичное оборудование для детей: соответствует ФОП и ФГОС, развивает культурные привычки и утверждает самоценность детства.
Блог

Места уединения: почему они важны и как обеспечить их на практике?

Место для уединения в дошкольной группе предписано требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, но обширная личная практика наблюдений за образовательной средой в дошкольных группах позволяет сделать вывод, что часто этот компонент среды организован неправильно или вообще отсутствует.

Место для уединения – зона обособленной игры одного-двух детей или отдыха ребенка от коллективной активности во время бодрствования. Из этого следует, что

  • Для ребенка это место комфортно (там хочется находиться)
  • Для других детей есть знак не беспокоить желающего уединиться (правила, символы, поддержка взрослых)
  • Для ребенка это место безопасно (взрослые контролируют состояние ребенка в таком месте сообразно его возрасту)

Если обратиться к комментариям авторов известного международного инструмента оценки качества дошкольного образования, официально использовавшегося в исследованиях качества дошкольного образования по инициативе Рособрнадзора в 2016-2017 годах (Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS), то проясняются детали организации места для уединения:

  • Оно предназначено для восстановления психологического комфорта и спокойствия, для создания ощущения защищенности от вторжения в личное пространство, для отсутствия необходимости от конкуренции (за игрушки, за внимание и т.д.). При этом, в отличие от взрослых, дети могут даже на виду забывать о присутствии других людей, если их никто не беспокоит и не прерывает их игру. Поэтому для места уединения не обязательно организовывать непроницаемые взглядом и шумом барьеры.
  • Оно не обязательно должно быть снабжено мягкой мебелью и/или мягкими игрушками (это требование важно скорее для места для отдыха и комфорта), важнее возможность отделиться от группы детей и позаниматься чем-то обособленно.
  • Оно должно быть выбрано ребенком по собственному желанию, а не предложено воспитателем для паузы в чересчур активной игре расшалившихся воспитанников.
  • Возможность уединенной игры может быть обеспечена как в группе, так и на улице, но у ребенка должно быть достаточно времени для того, чтобы использовать эту возможность (не менее 1 часа в день, но оптимально 3,5-4 часа для программ полного дня)
  • Высокий уровень качества образовательной среды предполагает, что сотрудники ДОО специально обустроили вдали от шума и суеты такое отдельное место, понимая потребности детей (предполагается наличие физических границ); на базовом уровне качества допустимо, что особого места для уединения не организовано, но ребенок может использовать для этого любые подходящие пространства, а воспитатели не возвращают ребенка ко всей группе, не заставляют его делиться игрушками или играми, если он стремится обособленно поиграть.

Для типичной дошкольной группы с наполняемостью более 15 человек проблема обеспечения потребности ребенка в уединении обозначается особенно явственно. Дети вынуждены в течение всего дня находиться в тесном помещении или на переполненной прогулочной площадке, это приводит к постоянному физическому и коммуникативному контакту, что перегружает нервную систему ребенка. К тому же дошкольнику все еще трудно сконцентрироваться на каком-либо деле, поэтому естественная потребность к познанию, изучению мира ведет за собой необходимость полного погружения в деятельность. Вместе с этим не стоит забывать про становление у ребенка границ (физических и личностных), для этого также важно иметь опыт уединения, погружения в себя, созерцания окружающего мира «из укрытия».

Примеры мест для уединения:

- коврик для индивидуальной деятельности, который используется в Монтессори-группах,

- стол для спокойных игр или ИЗО-деятельности с одним-двумя стульями,

- индивидуальный мольберт,

- стол для занятий с песком-водой,

- уголок для чтения с уютной мебелью, располагающей уединиться с книгой,

- обособленное место для игры в кукольный домик, ферму, для игры с маленькими фигурками животных,

- компьютерный стол,

- тент или палатка с полупрозрачными стенами или большими отверстиями для обзора,

- полупрозрачный балдахин.
Все эти места для уединения работают только тогда, когда они находятся не на проходе, не рядом с местом активных игр (например, центром ролевых игр, зоной строительства, театрализации и т.п.).
Следует сказать, что все эти примеры предполагают наличие в группе правил, обеспечивающих невторжение других детей в занятие ребенка в месте для уединения. Невторжение означает не только соблюдение очередности или лимита на количество детей в данном месте, но и отсутствие наблюдателей, которые «стоят над душой» (как взрослых, так и детей).

Очевидно, что воспитанники могут изредка забывать эти правила, а роль воспитателя – восстанавливать их действие ненасильственными методами. Если же правила не работают, даже если в группе специально оборудовано место для уединения, его нельзя считать приемлемым (такое отношение к потребности ребенка уединиться демонстрирует непонимание взрослыми важности умиротворения и сосредоточения в границах личного пространства). Если место для уединения не обеспечивает контроль за безопасностью ребенка сообразно его возрасту, то оно также не может считаться удобным для использования.

Косвенным показателем невнимания взрослых к потребности ребенка поиграть в одиночестве являются ссоры детей из-за игрушек или партнерства в играх. Если такое наблюдается (даже при наличии места для уединения), то это свидетельствует об игнорировании ценности личного пространства, формальности правил для подобных мест (если они вообще есть).

И наоборот, если в группе наблюдается добровольное равномерное распределение детей по разным зонам, и ребенок спокойно реагирует, если какой-то центр, где он хотел бы поиграть, пока занят, то это может быть одним из признаков уважения к личному пространству в укладе группы.

Пространство для уединения может быть самостоятельным сооружением ребенка!

Для этого необходимо в группе иметь достаточно неструктурированного полифункционального материала, который может транформироваться в "домик" или "укрытие".

Примеры полифункциональных материалов, которые полезно иметь в группе:
Если такой материал есть в вашей группе, детям не составит труда найти укромный уголок.

Что важно сделать?
🔹 Подать детям идею: «Вам можно трансформировать пространство подобным образом».

🔹 Иметь в открытом доступе материал, из которого можно соорудить подобную постройку: картонную коробку, покрывало, мягкий модуль и т. д.
Делитесь своими наблюдениями за детьми в комментариях к постам канала Бабашки: https://t.me/+NGvIVuNgrU9lMTQy
Методические статьи